Масть (мазь), умащать, помазание Библейская Энциклопедия Брокгауза

Масть (мазь), умащать, помазание

I. Израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частн. (Притчи 27:9; Екклесиаст 7:1; Песни Песней 1:2; Исаия 39:2). Их использовали при повседневном уходе за телом (Руфь 3:3; Амос 6:6; От Матфея 6:17) и волосами (Екклесиаст 9:8), для очищения кожи, а также как ароматич. притирания (Есфирь 2:12). Отказ от притираний был знаком траура или покаяния (2-я Царств 14:2; Даниил 10:3). Помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (От Луки 7:46); так, женщины неоднокр. помазывали Иисуса, выражая Ему свою любовь и благодарность (ср. От Матфея 26:6-13). Обычно М. служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из которых в Библии упоминаются ⇒ нард (От Иоанна 12:3) и ⇒ мирра (Песни Песней 5:5). Библ. тексты (От Матфея 26:7; От Марка 14:3:8) позволяют предположить, что во многих случаях речь идет о веществах прим. той же консистенции, что и совр. духи. ⇒ Составляющий масти.

II 1) мази применялись и в медицине. Для лечения ран использовали оливковое масло (елей) (Исаия 1:6; От Луки 10:34) и бальзам (Иеремия 8:22). Из Откровение 3:18 известно о существовании ⇒ глазной мази. Существовал обычай мазать маслом больных при совершении над ними молитвы, чтобы Господь даровал им исцеление (От Марка 6:13; Иакова 5 и след.; ⇒ Исцеление больных). М. использовались также, когда тело покойного готовили к погребению (2-я Паралипоменон 16:14; От Матфея 26:12; От Луки 23:56; От Иоанна 12:3:7; От Иоанна 19:40);

2) в Бытие 50:2:26 говорится о практиковавшемся в Египте бальзамировании тела умершего; эта процедура занимала особое место в егип. культе мертвых. В Библии упоминается о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, которое было произведено в Египте. Приготовлением тела к погребению занимались особые специалисты. Метод бальзамирования зависел от социального статуса умершего. Один из самых дорогих способов бальзамирования заключался в том, что из трупа извлекали мозг и внутренности, тело промывали вином, обрабатывали солью и специями и помещали на 70 дней в едкий натр; после этого пеленали узкими полотняными лентами (дл. до 500 м) и укладывали в деревянный саркофаг, украш. резьбой и росписью. Некоторых покойников хоронили в нескольких саркофагах, вставл. один в другой; отдельные саркофаги могли быть металлич.

III 1) в Библии говорится об обряде помазания, посредством которого человек освящался для определ. служения. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники. Бог повелел Илии помазать себе в преемники Елисея (3-я Царств 19:16). Аарон и его наследники на посту первосвященника помазывались свящ. елеем (Исход 28:41; Исход 30:30; Левит 8:12:30). Саул (1-я Царств 9:16), ⇒ Давид (1-я Царств 16:1), Соломон (3-я Царств 1:34), Азаил Сирийский (3-я Царств 19 и след.), Ииуй, Иоас (4-я Царств 11:12) были помазаны в цари. С помазанием может быть связан дар Св. Духа (ср. 1-я Царств 10:1:6; 1-я Царств 16:13). Исаия говорит о даровании ему Св. Духа именно как о Божьем помазании (Исаия 61:1). Иисус Христос относил это место и к Себе (От Луки 4:18). Он и есть Христос, ⇒ Мессия, ⇒ Помазанник; Он был помазан ⇒ Святым Духом в пророки, священники и цари (От Луки 4:18; Деяния 4:27; Деяния 10:38; К Евреям 1:9). Подобно Ему помазаны Духом и Его ученики (2-е Коринфянам 1 и след.; 1-е Иоанна 2:20:27);

2) в Библии упоминается также о помазании предметов. Так, Иаков помазал камень, который он поставил памятником (Бытие 28:18; Бытие 35:14). Миром для свящ. помазания, состоявшим из смирны, корицы, благовонного тростника и касии (Исход 30:23-25), помазывали жертвенник всесожжения, ⇒ скинию и находившуюся в ней утварь (Исход 29:36; Исход 30:26; Исход 40:9-11).