Мария Библейская Энциклопедия Брокгауза

Мария, греч. и лат. форма др.-евр. имени Мирьям (в Синод. пер. – Мариамь, см. Исход 15:20):

1) мать Иисуса Христа. Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии. Она покорилась воле Господней (От Луки 1:26-38; ⇒ Иисус Христос, II,Б,2). Из Назарета М. отправилась к своей родственнице ⇒ Елисавете, у которой пробыла три месяца. Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (От Луки 1:39-56). Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см. Второзаконие 22:23-27). Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М. как жену (От Матфея 1:18-25). Указ имп. Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М. Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота. Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (От Луки 2:1-7). Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч. ангелом (От Луки 2:21). Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (От Луки 2:22-24; ср. Левит 12). Как в ночь Рождества – через пастухов, так и в храме – через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синод. пер. – «волхвов»), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (От Луки 2:8-20:25-38; От Матфея 2:1-12). Смерт. угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М. с ребенком бежать в Египет (От Матфея 2:13-15). В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (От Матфея 2:19-23; От Луки 2:39). Жизнь М. от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку – Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, которому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (От Марка 6:3; ⇒ Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл. семейства. Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им. И хотя М. еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их «в сердце своем» (От Луки 2:41-51). К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум (От Иоанна 2:12; От Матфея 4:13). Оказалось, что ни М., ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (От Марка 3:21:31). М. было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о «Его часе» (От Иоанна 2:3-5); братья в своем непонимании не верили Ему (От Иоанна 7:5). Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (От Луки 11:27:28; От Луки 14:26). Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (От Марка 3:33-35). Только в повествовании о распятии вновь упоминается М., когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (От Иоанна 19:25-27). В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М. находилась среди Его учеников (Деяния 1:14). Здесь исполнилось ее обещание: «Се, раба Господня» (От Луки 1:38). Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;

2) М. Магдалина, происходившая, согл. своему прозвищу, из города ⇒ Магдалы. Иисус изгнал из нее семь бесов (От Луки 8:2; От Марка 16:9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (От Луки 8:3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (От Матфея 27:55:56), участвовали в погребении Иисуса (От Матфея 27:61; От Марка 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (От Марка 16:1-5; От Иоанна 20:1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (От Иоанна 20:2:11-18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (От Луки 7:36-50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется «грешницей»;

3) М. из Вифании была сестрой ⇒ Марфы и ⇒ Лазаря. По природе своей она была сдержанней, чем Марфа (От Иоанна 11:20:28:29). М. быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (От Луки 10:38-42). Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению. Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М. (От Матфея 26:6-13; От Марка 14:3-9; От Иоанна 12:3-8);

4) М. Клеопова – женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (От Иоанна 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы. М. – мать двух учеников Иисуса – Иакова и Иосии (От Матфея 27:56). Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (От Луки 24:10). В От Матфея 27:61; От Матфея 28 она именуется «другая Мария». Если ⇒ Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (От Матфея 10:3; см. парал. места), тогда один из сыновей М. – ап. Иаков;

5) мать Иоанна Марка (Деяния 12:12). Она, очевидно, была состоят. женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы. Согл. К Колоссянам 4:10, она – тетка (по смыслу Синод. пер. – сестра) Варнавы;

6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви. Павел просит при-ветствовать ее (в Синод. пер. – Мариамь, К Римлянам 16:6).