Манна Библейская Энциклопедия Брокгауза

Среди израильтян, когда они, выступив из Елима, достигли пустыни Син, начался ропот. Тогда Господь пообещал им: «Вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход 16:4; ср. Второзаконие 8:3; Неемия 9:15). Появление «хлеба небесного», или «хлеба ангельского» (Псалтирь 77:23-25; ср. От Иоанна 6:31) было возвещено Моисеем (Исход 16:8) и все же оказалось неожиданным (Исход 16:14). Израильтяне питались М. во все время странствования по пустыне (Исход 16:35; Иисус Навин 5:10-12). Она выпадала там, где народ располагался станом, и каждому доставался гомор (сосуд, мера объема) М. (Исход 16:16); в субботу М. не выпадала, поэтому в пятницу ее собирали в два раза больше, чем обычно (Исход 16:29); на солнце М. таяла, однако ее можно было печь и варить (Исход 16:21:23; Числа 11:8). Это были мелкие круглые и твердые зерна (Исход 16:14; Числа 11:8), формой и размерами походившие на семя ⇒ кориандра, белизной же – смолу ⇒ бдолах. Вкусом М. напоминала лепешку с медом или елеем (Числа 11:7:8; Исход 16:31). Название «М.» связано с вопросом израильтян: «Ман гу?» – «Что это?» (Исход 16:15). Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение появления М. Они указывали на мелкие затвердевшие капли на кустарнике тамариска, который растет на Синайском полуо-ве. Из проколов, которые делают на тамариске мелкие насекомые (Coccus mannibarus), выделяется сладкий сок. Однако эта т.наз. «синайская манна» существенно отличается от библ. как по своим свойствам, так и по происхождению (ср. «хлеб небесный», Псалтирь 77:24-25). Невозможно однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, и вопрос о «естественном» или же «сверхъестественном» происхождении М. остается не решенным. Чудо заключается в том, что Господь мог и в пустыне давать Своему изголодавшемуся народу пропитание, что Он постоянно и совершал.