Лошадь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Лошадь [Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос]. Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет-вом существования митаннийско-хурритского коневодства является найденное в Богазкёе руководство по приручению Л. В Рас-Шамре был обнаружен текст с описанием болезней Л. (⇒ Пласт.) В благословении Иакова конь упоминается как верховое животное (Бытие 49:17; ср. Бытие 47:17). В Египте запрягать Л. в колесницы первыми начали гиксосы (ср. Исход 14:6-9), и с тех пор конь стал символом военной мощи (Второзаконие 17:16; Псалтирь 19:8; Псалтирь 32:17; Исаия 31:1:3). Наряду с этим известны егип. изображения всадников; по-видимому, у египтян существовали и кавалерийские отряды, служившие, напр., для разведыват. целей. Существуют доказат-ва существования кавалерии у ассирийцев с VIII в. до Р.Х. Однако в Библии, там, где речь идет о военных действиях, под «всадниками» (Исход 14:9; 2-я Паралипоменон 12:3; Иеремия 51:21) подразумеваются почти исключит. воины на колесницах (⇒ Колесница, повозка); всадники в роли вестников упоминаются в 4-я Царств 9 и след. (ср. Есфирь 8:10). В Израиле запрягать Л. в колесницы начали при ⇒ Соломоне (3-я Царств 4:26), который занимался посреднич. торговлей Л. для колесниц (3-я Царств 10 и след.; ⇒ Кува). Поскольку Л. не подковывали, то особое значение придавалось крепости ее копыт (Исаия 5:28). Изредка Л. использовали при молотьбе (Исаия 28:28). Белый конь у римлян был символом победы (ср. Откровение 6:2; Откровение 19:11-16). ⇒ Осёл.