Ложь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ложь – сознат. искажение ⇒ истины, призванное ввести к.-л. в заблуждение. Мотивы Л. могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Л. может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидетельство, ⇒ клевета.

I 1) описываемые в ВЗ случаи Л. порой не сопровождаются к.-л. определ. нравств. оценкой (Бытие 12:13; 1-я Царств 19:14:17; 1-я Царств 20:6), но это отнюдь не означает, что Л. оправдывается. С др. стороны, Господь использует воен. хитрость Хусия, чтобы поссорить Авессалома и Ахитофела (2-я Царств 16:16-19; 2-я Царств 17:6-14). Повивальные бабки, утаившие правду от фараона и тем самым спасшие свои жизни и жизни израил. младенцев, были вознаграждены Господом (Исход 1:18-21). Но, как правило, Л. и обман подвергаются Божьему суду, поскольку они прямо запрещаются Его заповедями (Исход 20:16; Левит 19:11). Особенно предосудительным считаются действия священника или пророка, из корыстных соображений извращающего Божье слово или своевольно говорящего от имени Бога (Иеремия 6:13; Иеремия 8:8; Иеремия 28:15; Иеремия 29:31; Иезекииль 13:6-9);

2) в евр. тексте присутствуют различные слова и выражения, обозначающие Л., ее разнообразные проявления, напр., «ложь» (Псалтирь 39:5); «лживый язык» (Псалтирь 108:2); «обманчивое слово» (Иеремия 7:4); «лжесвидетельство» (Псалтирь 26:12); «вероломство» (Иезекииль 17:20); «нарушение завета» (Псалтирь 43:18); «лжеучительство» (Аввакум 2:18); «ложная клятва» (Осия 10:4).

II 1) уже в ВЗ Л. подвергается Божьему наказанию, однако только в НЗ вскрывается ее подлинная суть. Л. тесно связана с царством тьмы. Подобно тому как существует царство ⇒ света и истины, принадлежащее Богу и Христу, существует и царство ⇒ тьмы и лжи, где владычествуют дьявол и подвластные ему демоны;

2) сатана – лжец [греч. псэустес] и отец лжи [греч. псэудос]; Л. – неотъемлемое свойство его сущности (От Иоанна 8:44; ср. Бытие 3). В его распоряжении находится целое царство Л., к которому принадлежат: а) ⇒ антихрист, творящий «ложные чудеса» (2-е Фессалоникийцам 2:9), чтобы люди «верили лжи»; б) лжехристы [греч. псэудохристой; От Матфея 24:24; От Марка 13:22], выдающие себя за Христа и производящие чудеса, чтобы (насколько это возможно) прельстить избранных; в) лжепророки [греч. псэудопрофетай; От Матфея 24:11:24; От Марка 13:22]. Уже в ветхозаветные времена они играли губит. роль, отвлекая народ завета от Бога и навлекая тем самым на Израиль Божью кару (Иеремия 6:13; Захария 13:2). НЗ также предостерегает от подобных искусителей, которые внешне неотличимы от истинных пророков и к тому же удостаиваются всеобщей хвалы (От Матфея 7:15; От Луки 6:26; Деяния 13:6; 2-е Петра 2:1; 1-е Иоанна 4:1). В Oткр «лжепророк» (Откровение 13:11-13; Откровение 16:13; Откровение 19:20; Откровение 20:10) действует рука об руку с антихристом, заботясь о религ. обосновании власти богопротивных мирских сил; г) лжеапостолы [греч. псэудапостолой; 2-е Коринфянам 11:13; Откровение 2:2], лжебратия [греч. псэудаделфой; 2-е Коринфянам 11:26; К Галатам 2:4] и лжеучителя [греч. псэудодидаскалой; 2-е Петра 2:1; ср. 1-е Тимофею 4:2], с дьявольской силой стремящиеся расколоть, сбить с истинного пути и уничтожить Церковь Иисуса Христа и одноврем. организовать лжеобщину и построить лжецерковь. (Ср. также сказанное о лжесвидетелях [греч. псэудомартюрес] в От Матфея 15:19; От Матфея 26:59 и след.; 1-е Коринфянам 15:15; Откровение 3:9); д) все люди, не гнушающиеся Л. [греч. псэустай]. Существует правило: «Всякий человек лжив» (К Римлянам 3:4). Язычники «заменили истину Божию ложью» (К Римлянам 1:25). Ап. Павел вынужден предостерегать верующих от лжехристиан (гностиков; 1-е Тимофею 6:20:21). Анания и Сапфира нашли внезапную смерть за наглую Л. посреди исполненной Св. Духом Церкви (Деяния 5:1-11); е) обольщающие людей (1-е Тимофею 4:1) нечистые духи (От Матфея 10:1; От Матфея 12 и след.; От Марка 3:11:30) или бесы (демоны, От Марка 1:34; ⇒ Одержимость). Т.к. бесы стремятся подражать делам Св. Духа, то верующим совершенно необходим дар различения духов (⇒ Дар, дарование (II,Г,7); 1-е Коринфянам 12:10; 1-е Иоанна 4:1). В Откровение 16:13:14 говорится о «знамениях бесовских духов». Сюда же относятся лживые предсказания и колдовство волхвов (Деяния 8:9-11; Деяния 13:6-12);

3) как царство истины, ⇒ Царство Божие являет собой полную противоположность царства Л.; земная жизнь Иисуса проходила в борьбе против лживой власти дьявола и бесов. Он изгонял бесов «перстом Божиим» (От Луки 11:20), и «не было лести в устах Его» (1-е Петра 2:22). В искупит. страданиях Иисуса Ему противостояли силы Л.: в лице предателя Иуды, в лице первосвященников Анны и Каиафы, в лице лицемерных книжников и фарисеев, в лице лжесвидетелей и непостоянного в своих симпатиях народа, в лице Пилата и Ирода и в лице отрекшегося Петра (От Марка 14От Марка 15:1; Иисус Навин 1819). Даже тайну воскресения первосвященники пытались превратить в Л. посредством подкупа стражей гробницы (От Матфея 28:11-15). Но победа Иисуса свершилась и будет открыто явлена во время Его Второго пришествия (К Филиппийцам 2:10:11; Откровение 1:7). А до тех пор Церковь Христова – это «столп и утверждение истины» (1-е Тимофею 3:15). Через ⇒ возрождение люди, природа которых изначально лжива (Псалтирь 115:2), войдут в Царство Божие, в котором дух истины наставляет на всякую истину (От Иоанна 16:13). Отсюда и требование: отвергните Л. (К Ефесянам 4:25; К Колоссянам 3:9; Иакова 3:14). Ап. Павел с полным основанием говорит о себе: «Я не лгу» (К Римлянам 9:1; 2-е Коринфянам 11:31; К Галатам 1:20; 1-е Тимофею 2:7). Но все те, кто продолжает лгать, будут лишены грядущего Царства Божиего и его славы (Откровение 21:8:27; Откровение 22:15).