Лицо Библейская Энциклопедия Брокгауза

Лицо

I. ЗНАЧЕНИЕ

Основное значение евр. слова паним – «поворачивать», «обращать». Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Бытие 2:6), воды (в Синод. пер. – «поверхность бездны» – Иов 38:30). Евр слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение «перед» (Моисей положил жезлы «пред лицем Господа» – Числа 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, которые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.

II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

В Библии слово «лицо» обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; «смотреть на лица» или проявлять «лицеприятие» значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Второзаконие 10:17; 2-я Паралипоменон 19:7; Деяния 10:34; К Римлянам 2:11; Иакова 2 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. – «прекрасна видом» – Бытие 24:16), Иосифа (Бытие 39:6), Авигеи (1-я Царств 25:3). От страха Л. темнеют (Наум 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Притчи 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что «лица свои сделали они крепче камня» (Иеремия 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Даниил 1:10). На Л. отражается стыд (Псалтирь 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1-я Паралипоменон 12:8), мудрость просветляет Л. (Екклесиаст 8:1), приветливость дарит Л. свет (Иов 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Левит 20:5); пасть на Л. свое – преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Левит 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Числа 12:14; От Матфея 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (От Матфея 26:67; 2-е Коринфянам 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Бытие 24:65; Исход 3:6; 2-я Царств 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2-я Царств 17:11, в Синод. пер. – «ты сам пойдешь», букв. «лицо твое пойдет»).

III. ЛИЦО БОЖИЕ

В ВЗ словосочетание «лицо Божие» служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Исаия 54:8; Исаия 59:2; Исаия 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Иеремия 44:11; 1-е Петра 3:12; Откровение 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Исход 33:14, в Синод. пер. – «Сам Я», букв. «лицо Мое»; в Синод. пер. – «Тебя», букв. «лицо Твое»; Псалтирь 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (От Матфея 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. [евр. паним], сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Исход 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, которое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Числа 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Второзаконие 4:37, МТ: «вывел тебя в лице Своем», в Синод. пер. – «вывел тебя Сам»). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Бытие 32:30; Исход 33:11).

IV. ЛИЦО ИИСУСА

В Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Исаия 50:6; Исаия 53:3; От Матфея 26:67; От Марка 14:65; От Луки 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (От Матфея 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2-е Коринфянам 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Откровение 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Исход 34:29-35; 2-е Коринфянам 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, которые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2-е Коринфянам 3:18) – пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1-е Коринфянам 13:12; Откровение 22:4).