Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец Библейская Энциклопедия Брокгауза

Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец: 1) лицемерным считается такое поведение человека, при котором слова и поступки не соответствуют внутр. убеждениям. Л. может выражаться в отдельных, вполне осознанных действиях, но может быть и привычным состоянием, не осознаваемым. Одно из проявлений Л. – лесть. В Синод. пер. сущ. «лицемерие» и производными от него словами переданы различные евр. слова, обозначающие гладкую льстивую речь (Псалтирь 5:10; Псалтирь 11 и след.) и безбожное мировоззрение; при этом не всегда подразумевается намерение ввести к.-л. в заблуждение. Греч. слово гюпокритэс прежде всего имеет значение «актер», т.е. подразумевает человека, носящего маску и играющего определ. роль;

2) лицемер – это человек, который льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему (Притчи 28:23; Притчи 29:5; От Матфея 22:18). Петр проявил Л., когда из боязни перед людьми встал на сторону Закона, которого в действительности уже не признавал (К Галатам 2:13);

3) лестью пред Богом названа в Псалтирь 77 и след. молитва, которая не исходит из глубины сердца. В НЗ лицемерными названы фарисеи и книжники. У многих из них первонач. рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя (От Матфея 6:2:5:16); под благочестивой внешностью скрывается Л. – дух, направленный против Бога (От Матфея 23:13). В этом состоит опасность набожности, превратившейся в привычку, когда стирается граница между мнимым и истинным благочестием. Человек, который довольствуется лишь внешней религиозностью, подлежит Божьему суду (От Матфея 15 и след.; От Матфея 16:3; От Луки 12:1).