Летосчисление Библейская Энциклопедия Брокгауза

Летосчисление

I. В Библии отсутствует непрерывное летосчисление. У ИЗРАИЛЬТЯН, которые вели отсчет времени по лунным годам, как и у других народов древности, не было единого, общепризнанного Л., каким пользуемся мы, начиная свое Л. от Рождества Христова. Поэтому библ. датировка ветхозаветных событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчетом времени. Напр., в Бытие 11:10 мы обнаруживаем датировку с отсчетом времени от потопа; в Бытие 16 событие соотнесено с прибытием Авраама в Ханаан. Значит. чаще встречается отсчет времени от момента исхода Израиля из Египта: Исход 16:1; Исход 19:1; Числа 1:1; Числа 9:1; Числа 33:38; 3-я Царств 6. Позднее события датируются годами правления израил. и иуд. царей, напр. 3-я Царств 15:1:9:25:28:33; 2-я Паралипоменон 13:1; 2-я Паралипоменон 25. Далее в Библии ведется отсчет времени от пленения царя Иехонии: 4-я Царств 25:27; Иеремия 52:31; Иезекииль 1:2; Иезекииль 8:1; Иезекииль 33:21; Иезекииль 40 и след., а затем – от разрушения Иерусалима Навуходоносором: Иеремия 1:3; Иезекииль 40:1.

II. У ЕГИПТЯН, в отличие от израильтян, вавилонян и других народов Ближнего Востока, существовал отсчет времени по солнечному календарю, где год составлял 365 1/4, а не 354 1/2, дня, как в лунном. Начало этого года первонач. приходилось на середину июля, когда восходил Сириус, или Сотис, утренняя звезда. Поскольку продолжительность солнечного года составляет 365 1/4 дня, то через каждые четыре года Сириус становился виден на день позже, т.о., через 100 лет его «опоздание» составляло уже 25 дней. Только по прошествии 1460 (4 х 365) лет восход Сириуса вновь приходился на прежнюю дату. Этот период в 1460 солнечных лет назывался периодом Сотиса. Известно, что один из периодов Сотиса начался между 1317–1314 гг. до Р.Х. Вследствие этого некоторые исследователи относили введение егип. Л. к 4241 г. до Р.Х., другие называли 2781 г. до Р.Х. Но обе даты не опираются на к.-л. известные факты, а основываются только на астрономич. расчетах. Это делает всю егип. хронологию ненадежной, поэтому, напр. П.ван дер Меер, в своем труде (The Ancient Chronology of Western Asia and Egypt. Leiden, 1947), посвященном III-II тысячелетиям до Р.Х., вообще отказывается от указания лет.

III. ВАВИЛОНЯНЕ со времен касситской династии вели свое Л. по годам правления царей. В АССИРИИ существовали списки эпонимов, т.е. имен высокопоставл. чиновников (лиму, или лимму). В этих списках каждый год обозначен именем гос. деятеля Ассирийского царства, причем иногда бывает названо и важное событие соотв. года. Под девятым годом правления царя Ашшурдана III наряду с эпонимом «Бур-Сагале» сообщается, что в месяце сиван было солнечное затмение, которое, согл. астрономич. расчетам, пришлось на 15 июня 763 г. до Р.Х. Это стало отправной точкой при датировке ассир. истории 890–648 гг. до Р.Х. См.: Reallexikon der Assyrologie I Assyrien; Babylonien; F.Schmidtke, Der Aufbau der babylon. Chronologie. Muenster i.W., 1952.

IV: 1) ВЕТХОЗАВЕТНАЯ хронология имеет некоторые пересечения с ассир. датировкой. С помощью ассир. надписей, в которых упоминаются имена Ахава и Ииуя, мы можем установить, что Ахав умер в 853 г. до Р.Х., а царствование Ииуя началось в 845 г. до Р.Х. Исходя из этого, на основании библ. данных о времени правления иуд. и израил. царей можно достаточно точно определить даты тех или иных ветхозаветных событий, происходивших между 931 и 586 гг. до Р.Х. Если время указано, напр., как 910–909 гг., то это объясняется не неуверенностью историка, а тем фактом, что годы правления царей в Иудейском царстве отсчитывались с осени, а в Израильском – с весны, приходясь, т.о., на два разных календарных года (⇒ Календарь, II,2);

2) согл. 3-я Царств 6:1, четвертый год царствования Соломона (967 г. до Р.Х.) совпадает с 480 г. после ⇒ исхода евреев из Египта. В соотв. с этим можно установить, что исход произошел прим. в 1445 г. до Р.Х.; на это же указывает и текст Книга Судей 11:26. Однако против этой даты свидетельствует ряд археол. находок, говорящих о более поздней дате исхода, а именно ок. 1270 г. до Р.Х.; такая датировка, однако, оставляет слишком мало времени для периода судей. Несовпадающие библ. и археол. данные не позволяют с уверенностью говорить о той или иной дате исхода. Поэтому в хронологич. таблице представлены оба варианта;

3) ученые расходятся во мнениях и относительно продолжительности пребывания евреев в егип. рабстве. Согл. Исход 12 (МТ, сир. текст и Вульгата), израильтяне жили в Египте 430 лет; в предсказании же (Бытие 15:13; Деяния 7:6) называется округленный срок – 400 лет, что не противоречит вышесказ. Но, с др. стороны, в том же месте (Бытие 15:16) говорится о четырех поколениях, продолжительность жизни которых согласуется с 400 или 430 годами. кроме того, Септуагинта, древнелат. и самарянский тексты Исход 12 включают в эти 430 лет пребывание праотцев в Ханаане: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте и Ханаане, было четыреста тридцать лет». Значит, для пребывания евреев в Египте остается половина назв. времени, т.е. 215 лет, и такой же расчет мы находим у ап. Павла (К Галатам 3:17). Все эти различия в сроках затрудняют возможность сочетать указ. периоды между собой или объяснить различия в их продолжительности. Учитывая значительное увеличение численности израильтян за время проживания в Египте (⇒ Колено), наиболее вероятным представляется более продолжит. срок их пребывания там, а именно 430 лет, чему соответствуют как минимум одиннадцать поколений – от Ефрема до Иисуса Навина (1-я Паралипоменон 7:20-27);

Эпоха патриархов. Хронологическая таблица

(отсчет лет ведется от рождения Авраама)

Год Событие

1 Рождение Аврама (Бытие 12:4)

10 Рождение Сары (Бытие 17:17);

Кедорлаомер покоряет пять ханаанских царей (Бытие 14:4)

75 Аврам переселяется из Харрана в Ханаан (Бытие 12:4-6);

Аврам в Египте (Бытие 22:10-20);

отделение Лота (Бытие 13);

отпадение хананеев от Кедорлаомера (Бытие 14:4);

поход Кедорлаомера и его союзников на Ханаан (Бытие 14:5)

85 Аврам берет в наложницы Агарь (Бытие 16:3)

86 Рождение Измаила (Бытие 16:16)

99 Аврам принимает имя «Авраам» и совершает обрезание (Бытие 17:1:24);

Измаилу 13 лет (Бытие 17:25);

гибель Содома и Гоморры (Бытие 18:10)

100 Рождение Исаака (Бытие 21:5);

изгнание Агари и Измаила (Бытие 21:14);

принесение в жертву Исаака (Бытие 22)

137 Смерть Сарры (Бытие 23:1)

140 Женитьба Исаака на Ревекке (Бытие 25:20)

160 Рождение Исава и Иакова (Бытие 25:26)

175 Смерть Авраама (Бытие 25:7);

Исаак в Гераре и Вирсавии (Бытие 26)

200 Женитьба Исава (Бытие 26:34)

223 Смерть Измаила (Бытие 25:17)

237 Бегство Иакова в Харран (Бытие 31:38);

женитьба Исава на дочери Измаила (Бытие 28:9)

244 Женитьба Иакова на Лии и Рахили (Бытие 29:14:18:20:27);

рождение сыновей Иакова (Бытие 29Бытие 30:24)

251 Рождение Иосифа (Бытие 30:25)

257 Возвращение Иакова в Ханаан (Бытие 31:38:41);

Иаков в Сокхофе (Бытие 33:17), под Сихемом (Бытие 33:18) и в Вефиле (Бытие 35:1);

рождение Вениамина, смерть Рахили (Бытие 35:16-19)

268 Семнадцатилетний Иосиф пасет скот вместе с братьями (Бытие 37:2:9);

продажа Иосифа в Египет (Бытие 37:28)

280 Смерть Исаака (Бытие 35:28)

281 Иосиф перед фараоном (Бытие 41:46)

282–288 Семь благодатных лет;

рождение Манассии и Ефрема (Бытие 41:50)

289 Первое путешествие сыновей Иакова в Египет (Бытие 42:1)

290 Второе путешествие сыновей Иакова в Египет (Бытие 43:2; Бытие 45:6);

Иаков перед фараоном (Бытие 47:9; ср. Бытие 45:11)

307 Смерть Иакова (Бытие 47:28)

361 Смерть Иосифа (Бытие 50:26)

4) для времени праотцев Библия вновь предлагает собств. хронологию, где временные указания твердо привязаны к повествованию. Аврааму при рождении Исаака было 100 лет (Бытие 21:5), Исааку при рождении Иакова было 60 лет (Бытие 25:26), Иаков переселился в Египет 130-летним (Бытие 47:9). В эти рамки в 290 лет вмещаются и др. даты жизни праотцев вплоть до смерти Иосифа. В зависимости от исходной точки отсчета (принимаем ли мы раннюю или позднюю датировку исхода) и при условии, что евреи жили в Египте 430 лет, получается, что годом рождения Авраама был 2165 или 1990 гг. до Р.Х. (Оба ряда дат предоставлены в начале хронолог. таблицы.) Против еще более поздней даты рождения Авраама говорит тот факт, что в 1900 г. до Р.Х. Ур уже был разрушен;

5) до повествования об Аврааме в Библии нет жизнеописаний, есть только указания на годы. Если сложить приводимые в Бытие 11:10-32 данные, то получится, что между рождением Авраама и потопом, который приходился бы на 2457 г. или, соотв., на 2282 г. до Р.Х., прошло 292 года. Согл. главе 5 Масоретского текста (МТ), следует, что общее число лет между потопом и сотворением Адама равно 1656 годам, т.о., сотворение мира приходится на 4113 г. или 3938 г. до Р.Х. Но эти числа невозможно привести в соответствие с тем, что известно о древнейшей истории вавилонян, ассирийцев или египтян (см. соотв. статьи). Чтобы устранить эти несоответствия, исследователи указывали на отличные от приведенных в МТ цифры в самарянском Пятикнижии и в Септуагинте. Временной отрезок между потопом и Авраамом увеличивается там до 942 или до 1072 лет соответственно. Но, возможно, ученые сталкиваются здесь с преднамер. исправлениями в тексте. Не исключено, что переписчикам и переводчикам срок в 292 года показался слишком коротким, и они внесли свои коррективы. Следует отметить, что назв. трудности возникают только в том случае, если предположить, что родословие в Бытие 11 передано без пропусков и временные указания примыкают одно к другому. Но, по всей вероятности, это не так (⇒ Каинан (2); другие библ. ⇒ родословия также содержат пропуски, напр. От Матфея 1:1-6). След., невозможно сколько-нибудь надежно соотнести время жизни людей, живших до Авраама, с нашим временем;

6) что касается времени после вавил. плена, то исследователи могут опираться на надежное непрерывное Л., существовавшее в селевкидской Сирии и имевшее отправной точкой 312 г. до Р.Х. Оно используется уже в книгах Маккавеев. В 1 Макк. 1говорится, что Антиох Епифан «воцарился в 137 году царства Еллинского», т.е. в 176–175 гг. до Р.Х.

V: 1) общая история НОВОЗАВЕТНОГО ПЕРИОДА изучена достаточно хорошо, но, тем не менее, точно датировать назв. в НЗ события порой оказывается весьма сложно, поскольку только в Лк. 3указана точная историч. дата. Установление последовательности событий, в которую можно включить даты, связ. с жизнью Иисуса и древней Церкви, возможно лишь с привлечением прочих ист. документов. При этом появляется другая трудность: события, о которых сообщается в НЗ, приходятся на относит. короткий историч. отрезок. Это требует высокой точности в определении дат. Но существует ряд обстоятельств, весьма затрудняющих этот процесс: наше Л. начинается от Рождества Христова, но очевидно, что Иисус родился не в 1-м г., поскольку это событие произошло в царствование Ирода Великого, который умер еще в 4 г. до Р.Х. Поэтому рождение Иисуса может приходиться на 5-й, 6-й или даже 7-й г. до Р.Х. При этом следует учитывать расхождение во мнениях относительно продолжительности обществ. служения Иисуса. Согл. синоптическим Евангелиям, оно укладывается в один год, но, по Ев. от Иоанна, для земного служения Христа требуется 2–3 года. Не вдаваясь в тонкости этих сложных вопросов, отметим, что Иисус, вероятно, был распят ок. 30 г. по Р.Х. Тогда началом Его обществ. служения, согл. Ев. от Иоанна, предположит. явл. Пасха 27 г. (ср. От Иоанна 2:20) – через год после выступления Иоанна Крестителя;

2) хронологию Деяний также установить непросто, хотя повествование и дает некоторые отправные точки: изгнание евреев из Рима при Клавдии (Деяния 18:2) и пребывание Павла в Коринфе в период правления Галлиона, о котором известно, что он был наместником Ахайи в 51–52 гг. В соотв. с этим, В. Михаэлис (W. Michaelis, Einleitung in das NT, 1954, S. 149–154) относит пребывание Павла в Коринфе (после Апостольского собора в 49 г.) к осени 50 – весне 52 г. Тогда, совершая свое третье миссионерское путешествие, Павел с осени 52 г. по лето 55 г. находился в Эфесе, зимой 55–56 гг. – в Коринфе, а на Пасху 56 г. – в Филиппах. Его арест в Иерусалиме приходится, соотв., на 56 г., а поездка в Рим продолжалась с осени 58 г. до весны 59 г.

VI. О датировке отдельных библ. книг см. соотв. статьи.