Купание Библейская Энциклопедия Брокгауза

В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исход 2:5; Исход 7:15; Исход 8 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в которых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (⇒ Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком. В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Псалтирь 59:10) принадлежит к 900–600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Левит 15:13) или в реке (4-я Царств 5:10:12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Бытие 18:4; Бытие 19:2; Бытие 24:32; Бытие 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2-я Царств 11:2:4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Руфь 3:3; Иезекииль 23:40) и по окончании траура (2-я Царств 12:20). Согл. Иов 9:30; Иеремия 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исход 40 и след.; Левит 8:6; Левит 16:4:24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Левит 14:8; Левит 15:5; Левит 17:15; Числа 19 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исход 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (От Марка 7 и след.; От Иоанна 13:10; Деяния 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (От Луки 7:44; От Иоанна 13:5; 1-е Тимофею 5:10). Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., ⇒ Вифезда (От Иоанна 5:2) и ⇒ Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (От Иоанна 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. ⇒ Омовение.