Колодец, источник Библейская Энциклопедия Брокгауза

Колодец, источник

I. КОЛОДЦЫ КАК ИСТОЧНИКИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1) вода в Палестине всегда имела особую ценность, особенно в засушливый летний период. Проблема обеспечения водой являлась главной при основании любого нового поселения. Поэтому многие города получали свои названия по названию К., которые были предварительно вырыты на месте их строительства (напр., ⇒ Вирсавия (Беэр-Шева) ­­ «колодец семи» или «колодец клятвы», Бытие 21:31). Наряду с К., питаемыми грунтовыми водами [евр. беэр], существовали К., наполнявшиеся родниковой водой [евр. айин]; оба слова иногда употреблялись для обозначения одного и того же К. (Бытие 24). Третья разновидность К. представляла собой резервуар, наполнявшийся дождевой водой (Иеремия 2:13;

2) К. обычно расширялся книзу, достигая иногда глубины 20 м; изнутри стенки К. обкладывались камнями и белились. В неглубокие К. спускались по лестнице и там зачерпывали воду кувшином (Бытие 24:16), но обычно воду черпали ведрами и поднимали наверх (От Иоанна 4:7:11). Для безопасности К. накрывали каменной плитой (Исход 21:33; ср. Песни Песней 4:12) с продел. в ней небольшим отверстием, через которое черпали воду. Это отверстие также закрывали камнем. На водопоях устанавливались длинные деревянные или каменные корыта, которые наполнялись водой (Бытие 24 и след.);

3) К. были на пастбищах (Книга Судей 1:15), из-за них часто вспыхивали ссоры между пастухами (Бытие 21:25; Бытие 26:17-22). Рытье или выдалбливание К. было трудоемкой работой; в Ханаане израильтянам достались уже вырытые К. (Второзаконие 6:11). В Числа 21 и след. говорится о том, что в рытье К. участвовали и князья. Особенно ценились К., наполнявшиеся родниковой водой и называвшиеся К. «живой воды» (Бытие 26:19; Иеремия 2:13). Этим объясняется недоразумение, возникшее в разговоре Иисуса с самарянкой, которая неправильно истолковала Его слова (От Иоанна 4 и след.). ⇒ Вода. II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном смысле слово «К.» означает живую воду Господа (Иеремия 2:13) и жизнь, даруемую Богом (От Иоанна 4:14; Откровение 7:17; Откровение 21:6). Источником жизни называются также уста праведника (Притчи 10:11) и разум (Притчи 16:22);

2) с источником, извергающим воду, сравнивается Иерусалим, источающий из себя зло (Иеремия 6:7); безводными источниками названы лжеучителя (2-е Петра 2:17);

3) К. служит символом невесты (Песни Песней 4:12:15), женщины (Притчи 5:15-18) и блудницы (Притчи 23:27);

4) питье воды из собственного К. символизирует мир и спокойную жизнь (Исаия 36:16);

5) о К. бездны (Откровение 9:1) ⇒ Бездна;

6) о К. Иакова ⇒ Колодец Иакова.