Клятва Библейская Энциклопедия Брокгауза

Клятва

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В Синод. пер. два евр. слова переданы словом «клятва»:

1) сущ. шевуа («клятва») имеет тот же корень, что и числит. шева («семь»). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Бытие 21:22-32 – Беэршева, Синод. пер. – Вирсавия ­­ «колодец семи» или «колодец клятвы»);

2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как «клятва», но и как «проклятие», «заклинание». В значении «проклятие» это слово употреблено в Левит 5:1; Числа 5:23; 1-я Царств 14:24 и др. Как «клятва» оно переведено в Бытие 26:28: «поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз», – а также в 2-я Царств 21:7. О К. «поступать по закону Божию» идет речь и в Неемия 10:29.

II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:

1) К., скреплявшая ⇒ союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Бытие 15:10; Бытие 21:28-31; Иеремия 34 и след.);

2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Бытие 14:22; Второзаконие 32:40; Даниил 12:7; Откровение 10:5), поэтому словосочетание «поднять руку» в некоторых случаях означает «поклясться» (Исход 6:8; Числа 14:30);

3) иногда приносящий К. должен был положить руку «под стегно» (бедро) того, кому он клялся (Бытие 24:2:9; Бытие 47:29). Это могло означать: а) связь с обрядом обрезания; б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;

4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (3-я Царств 8:31).

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ

1) К. облекалась в различные формулы: «Бог ... да судит между нами» (Бытие 31:53); «да живет душа твоя» (1-я Царств 1:26; 1-я Царств 17:55; 2-я Царств 14:19); «клянусь жизнью... (указывается, чьей жизнью)» (Бытие 14:15; 2-я Царств 11:11); «жив Господь...» (1-я Царств 14:39; 1-я Царств 19:6; 2-я Царств 15:21; 3-я Царств 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1-я Царств 20:3); клятва «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (От Матфея 5 и след.; 23 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» (Исход 20:7);

2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии «ложным свидетельством», каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исход 20:16; Левит 19:12; Второзаконие 19:16-19; Псалтирь 14:4; Иеремия 5:2; Иеремия 7:9; Иезекииль 16:59; Осия 10:4; Захария 8:17).

IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

К. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбирательствах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на которое присягающий должен был ответить «аминь» (ср. Числа 5:22; Второзаконие 27 и след.; От Матфея 26 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:

1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притчи 29:24: «Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие [произносимое судьей заклятие], но не объявляет о том [всей правды]». Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Левит 5:1:5-19);

2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исход 22:7 и след., 10 и след.; Левит 6 и след.; 3-я Царств 8 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидетельствать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.

V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ

Третья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидетельства. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иеремия 5:7; Иеремия 12:16; Софония 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (От Матфея 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, которые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным «аминь» («истинно, истинно») – От Иоанна 1:51; От Иоанна 5:19:24-47; От Иоанна 10:1:7; От Иоанна 12:24; От Иоанна 14:12; От Иоанна 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (К Римлянам 1:9; 2-е Коринфянам 1:23; 2-е Коринфянам 11:31; К Филиппийцам 1:8; 1-е Фессалоникийцам 2:5:10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидетельствует пример Петра (От Матфея 26:72:74).

VI. КЛЯТВА БОЖЬЯ

По свидетельству Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Бытие 22:16; Псалтирь 88 и след.; Псалтирь 109:4; Псалтирь 131:11; К Евреям 6 и след.,17; К Евреям 7:21), а также предвозвещения Суда (Второзаконие 1 и след.; 1-я Царств 3:14; Псалтирь 94:11; Амос 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.