Ключ, затворять Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ключ, затворять

I 1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (От Матфея 25:10; От Луки 11:7; От Луки 13:25; От Иоанна 20:19; Деяния 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, «кладовая» (От Матфея 6:6, в Синод. пер. – «комната») – не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песни Песней 5:5) и гор. ворот служили запоры (Второзаконие 3:5; 2-я Паралипоменон 8:5), которые можно было открыть только К. (см. Книга Судей 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (Исаия 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. Неемия 3:13), особо прочные делали из меди и железа (Второзаконие 33:25; 3-я Царств 4:13; Псалтирь 106:16; Исаия 45:2);

2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но распорядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или ⇒ начальником дома Давида, делает это очевидным (Исаия 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет.

II. К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений:

1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ. Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (1-е Иоанна 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (Деяния 16:14);

2) КЛЮЧ ОТ НЕБА. Выражения, наподобие «заключать небо» или «отверзать небеса», говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (Второзаконие 11:17; От Луки 4:25; Откровение 11:6; ср. Псалтирь 77 – «манна»);

3) КЛЮЧ ДАВИДОВ. В Откровение 3:7, при всем сходстве текста с Исаия 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках – К. от эсхатологич. «дома» Божьего (см. также От Матфея 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот «дом». Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в Исаия 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (Откровение 3:8);

4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен «ключ разумения», в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (От Луки 11:52). Но они потеряли этот К. Т.о. они не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (От Матфея 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (От Матфея 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (От Матфея 18:18), которая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (От Луки 10:16). Получ. учениками власть («власть ключей») состоит в том, чтобы «связывать и разрешать» от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для ⇒ прощения их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. От Иоанна 20:23);

5) КЛЮЧИ ОТ ⇒ АДА И СМЕРТИ. Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (Откровение 1:18);

6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ ⇒ БЕЗДНЫ. Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (От Луки 8:31). Он открывает его для суда (Откровение 9 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (Откровение 20:1-3).