Капернаум Библейская Энциклопедия Брокгауза

Капернаум Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (От Матфея 4:13), в земле Геннисаретской (ср. От Марка 6 с От Иоанна 6:22:59), на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (От Матфея 9:9), там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (От Луки 7:2). Название города происходит от евр. кефар нахум («деревня Наума»; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги – той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (От Марка 1 и след.) и человека с иссохшей рукой (От Луки 6 и след.), а также произнес речь о хлебе жизни (От Иоанна 6:59). К. был для Иисуса Его городом (От Матфея 9:1; ср. От Матфея 4:13). Здесь Он исцелил тещу Петра (От Марка 1 и след.) и расслабленного, которого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (От Марка 2 и след.). В этом городе жили сотник, раб которого исцелился по слову Иисуса (От Матфея 8 и след.), и царедворец, сына которого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (От Иоанна 4:46 и след.). В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (От Марка 5 и след., 35 и след.), и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (От Марка 2 и след.). У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (От Матфея 13:2). Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и «вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад» (От Матфея 11:23): в средние века город подвергся разрушению.