Иудеи, иудаизм Библейская Энциклопедия Брокгауза

Иудеи, иудаизм

I. «Иудеями» в Синод. пер. ВЗ названы жители Южного царства (4-я Царств 25:25; Иеремия 32:12; Иеремия 40:11), или израильтяне из колена Иуды (2-я Царств 19:14-16; 2-я Царств 24:2-5); в 4-я Царств 18:26; 2-я Паралипоменон 32 их язык назван иудейским. После вавил. плена обозначение «иудеи» стало общепринятым в отношении народа Иудеи и жителей Иерусалима (1Езд. 5:1; 1Езд. 6:7; Неемия 1:2; Неемия 5:1), а затем и находившихся в рассеянии евреев (Есфирь 3:4:13; Есфирь 4:3). В Есфирь 8:1; Есфирь 9 Аман назван «врагом Иудеев». В НЗ жители других стран говорят о «Царе Иудейском» (От Матфея 2:2; От Матфея 27:11:29:37), в то время как сами И. называют Его «Царем Израилевым». Пояснит. замечания евангелистов, напр. в От Марка 7:3; От Луки 23:51; От Иоанна 7:2, рассчитаны на читателей-неевреев. Помимо прямого значения, слово «иудеи» приобретает также значение «противник Иисуса и Церкви» (От Матфея 28:15; 2-е Коринфянам 11:24). Отчетливее всего это выражено в Ев. от Иоанна (От Иоанна 8:48; От Иоанна 10:31), где для обозначения евреев, которые являются иудеями не только во внешних проявлениях (Откровение 2:9; Откровение 3:9), но и в сердце (К Римлянам 2:28:29), используется слово «израильтянин» (От Иоанна 1:47). В посланиях Павла понятие «иудей» включает в себя знание Божеств. Откровения и следование Божьему Закону (К Римлянам 2:17; 1-е Коринфянам 9:20; К Галатам 2:14); себя же, иудея по происхождению, Павел называет человеком из рода ⇒ Израиля и ⇒ евреем (К Филиппийцам 3:5).

II. Как религия, иудаизм начал оформляться в период пребывания евреев в вавил. плену и в период после него. Вследствие уничтожения евр. государственности в народе пробудилось настойчивое желание быть не просто народом среди других народов, но стать Божьим народом, общиной Господа. ⇒ Обрезание и ⇒ суббота, жизнь по предписаниям Закона, противопоставляемая жизни язычников, среди которых вынужден был существовать евр. народ, приобрели новое значение. Лишившись храма, иудеи не могли больше совершать ежедневные жертвоприношения, прекратились и пророчества. Их место заняли молитва и толкование Свящ. Писания; единств. источником получения Божьего откровения для народа осталось Слово Божье. Это привело к установлению канона (⇒ Священное Писание) и к организации синагоги (⇒ Училище). Обществ. синагог. богослужение состояло исключит. из чтения и толкования Свящ. Писания. Важнейшее место занимало Пятикнижие Моисея, Закон (Тора); также читались отрывки из Пророков (Невиим) (см. От Луки 4:15-17) и во время определ. праздников – Писания (Кетувим).

III. Вмешат-во Персии положило конец вавил. плену; появилась возможность заново воссоздать в Иудее иуд. религ. общину. Несмотря на некоторые трудности, она была воссоздана при строгом следовании предписаниям Закона (1Езд. 9 и далее; Неемия 8Неемия 10:1; Неемия 13:1). Но в этом процессе приняла участие лишь часть народа, многие же И. оставались жить в рассеянии. После завоеваний Александра Македонского эллинизм получил в Палестине столь широкое распространение, что возникла серьезная внутр. опасность для иудаизма, усугублявшаяся стремлением сир. царей из династии Селевкидов принудить И., сохранявших чуждую эллинизму веру и культуру, к ассимиляции, в т.ч. и путем политич. давления. В духовной сфере ожесточенное сопротивление И. нашло свое выражение в основании партии ⇒ фарисеев с их тенденцией точнейшего соблюдения Закона; в политич. сфере это привело к освободит. войне под руководством ⇒ Маккавеев, которым на некоторое время удалось добиться полит. самостоятельности Израиля. Хотя оба эти явления своими корнями тесно связаны, тем не менее временами дело доходило до ожесточенного противостояния между фарисеями и маккавейскими правителями. Полностью освободиться от эллинистич. влияния так и не удалось: несмотря на свою значимость, партия фарисеев не могла противостоять этому влиянию и стала лишь одним из религ. движений среди многих других; включение Палестины в состав Римской империи (63 г. до Р.Х.) окончат. разрушило все надежды на достижение политич. независимости Иудеи.

IV. Бог в Иисусе из Назарета вновь призвал к Себе Свой народ, но этот народ, с его стремлением к точному исполнению Закона и ожиданием Мессии – вождя национально-освободит. движения, – не признал в Иисусе Божьего Посланника. С тех пор в иудаизме господствует отрицание мессианского достоинства Иисуса. Остатки же евр. государственности были уничтожены римлянами в наказание за поднятое иудеями восстание против их власти.