Иуда Библейская Энциклопедия Брокгауза

Иуда [евр. Йехуда, «восхваление Господа» (ср. Бытие 29:35)]:

1) четвертый сын Иакова и Лии (Бытие 29:35; Бытие 35:23). Когда его братья Симеон и Левий мстили ⇒ Сихему за бесчестие их сестры Дины, И. не принимал в этом участия (Бытие 34). И. предложил продать Иосифа, вместо того чтобы убить его (Бытие 37:26:27). Отделившись от своих братьев, И. поселился по соседству с одолламитянином Хирой (Бытие 38:1). Дочь хананея Шуы родила ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Старший сын Ир, прожив недолго в браке с Фамарью, умер; Онан также умер в наказание за то, что не желал в левиратном браке (⇒ Брак) продолжить род умершего брата. И. отложил брак Фамари со своим младшим сыном, т.к. боялся за его жизнь. Но Фамари удалось, переодевшись блудницей, соблазнить И. и зачать от него. Она родила близнецов Фареса и Зару. Фарес стал предком ⇒ Давида, а след., и Иисуса (Руфь 4:18-22; 1-я Паралипоменон 2:5:9-16; От Луки 3:33), «льва от колена Иудина» (Откровение 5:5). Во время второго путешествия сыновей Иакова в Египет И. взял на себя ответственность перед отцом за Вениамина, а затем предложил себя в рабы Иосифу вместо Вениамина (Бытие 43:8:9; Бытие 44:18-34). Иаков на пути в Гесем послал И. вперед себя к Иосифу (Бытие 46:28). Благословляя своих сыновей, Иаков дал И. благословение с обетованием (Бытие 49:8-12);

2) потомки И. образовали одноим. колено. При первом исчислении народа в пустыне число боеспособных мужчин колена И. составляло 74 600 человек (Числа 1:26:27); к концу странствования по пустыне оно увеличилось до 76 500 человек (Числа 26:22). В обоих случаях колено И. оказывалось самым многочисл. Оно возглавляло колонну израильтян на марше и первым разбивало стан в период странствований по пустыне (Числа 2:3-9; Числа 10:14), во время жертвоприношения при освящении жертвенника (Числа 7:12), при разделе и завоевании Ханаана (Иисус Навин 15:1; Книга Судей 1:1:2), в войне с вениамитянами (Книга Судей 20:18). В Иисус Навин 15 описан удел И. в земле обетованной. Юж. граница его проходила от юж. побережья Мертвого моря, через пустыню Син, южнее Кадес-Варни, до потока Египетского. Вост. граница шла по Мертвому морю до устья Иордана. Здесь начиналась сев. граница, проходившая через источник Рогель, долину сыновей Енномовых и горные склоны юж. Иерусалима, который отошел к уделу Вениамина. Далее граница тянулась до Средиземного моря. Сев. лежали уделы колен Дана и Вениамина. Зап. граница удела И. проходила по побережью Средиземного моря, но, видимо, на прибрежной равнине проживали и филистимляне. Уже во времена Иисуса Навина наметилось отторжение колена И. от других колен, т.к. были пощажены гаваонитяне, населявшие местность между уделами И. и Вениамина (Иисус Навин 9), а в Иерусалиме продолжали жить иевусеи (Иисус Навин 15:63). Гофониил из колена И. освободил Израиль, сбросив иго месопотамского царя Хусарсафема (Книга Судей 3:5-11); согл. Книга Судей 20:18, колено Иуды первым по воле Бога выступило против вениамитян; однако в войне против Сисары колено И. уже не принимало участия. То, что Давид и его преемники принадлежали к колену И., способствовало возрастанию роли этого колена. При царе Ровоаме Израильское царство разделилось на Северное и Южное, которое стали называть Иудой, т.к. лишь это колено (и, вероятно, часть колена Вениамина) сохранило верность дому Давида. Сев. граница теперь проходила у Иерихона и Вефиля, через Михмас, Беф-Орон и Гезер. Во времена наиб. расширения Южного царства его границы простирались вплоть до Ецион-Гавера и Елафа на берегу Акабского залива. (Об истории Иудейского царства см. статьи об отдельных иуд. царях; общий обзор дается в статье ⇒ Израиль.) Большинство евреев, вернувшихся из вавил. плена, принадлежало к колену И. Отсюда произошло название народа ⇒ Иудеи;

3) левит, живший во времена первосвященника Иисуса (Неемия 12:8). Вероятно, то же лицо, что и Годавия, упомянутый в 1Езд. 2:40; 1Езд. 3:9;

4) сын Сенуи, вениамитянин, который после возвращения из вавил. плена был вторым начальником в Иерусалиме (Неемия 11:9);

5) вероятно, князь из колена Иуды, принимавший участие в освящении стены Иерусалима (Неемия 12:34);

6) певец и музыкант из левитов, принимавший участие в освящении стены Иерусалима (Неемия 12:36);

7) И. галилеянин поднял мятеж против римлян во время переписи народа (Деяния 5:37). Это была не та перепись, о которой упоминалось в От Луки 2:2, а вторая, проводившаяся после того, как Иудея стала рим. провинцией (6 г. по Р.Х.) (⇒ Квириний). Иосиф Флавий пишет, что И., книжник из Гамалы, поднял иудеев на борьбу против римлян. И. объяснял, что уплата налогов захватчикам ведет к порабощению евреев. Его отряд был разбит, а сам он погиб. И. галилеянин вместе с фарисеем Саддуком организовал партию ⇒ зилотов;

8) И. Искариот, сын Симона (От Иоанна 6:71), упоминается во всех апостольских списках (От Матфея 10:4; От Марка 3:19; От Луки 6:16). Это прозвище, означающее, по-видимому, «человек из Кариота», ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Т.к. Кариот находился в Иудее, то, вероятно, И. принадлежал к колену Иуды и был единств. учеником Иисуса из этого колена. О его призвании нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников. И. внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал (От Иоанна 6:70-71). Только одно отличало И. от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги (От Иоанна 12:6). В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, И. сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным (От Марка 14:3-11). Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его (От Луки 22:21). Позже И., предложивший до этого свои услуги первосвященникам, в Гефсиманском саду подал условный знак воинам, поцеловав Учителя (От Луки 22:47-54; От Иоанна 18:1-11). За свое предательство И. получил награду – 30 сребреников (⇒ Деньги). На след. день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, И. жестоко раскаялся. Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством (От Матфея 27:3-10; Деяния 1:16-19). Поступок И. ставит перед читателями Евангелия ряд трудных вопросов. Как мог Иисус избрать его Своим учеником, доверить ему казну, проповедовать ему Евангелие, как Он мог вообще довериться ему? Нам лишь известно, что это свершилось по Божьему предначертанию и что предсказанное должно было исполниться (От Матфея 26:24). Что касается самого И., то трудно сказать, двигало ли им корыстолюбие или чувство неудовлетворенности из-за несбывшихся надежд, ибо он рассчитывал на то, что Иисус установит на земле Свое Царство, и предполагал занять в нем высокое положение. Ясно, что в И. вселился дьявол и что он добровольно стал послушным орудием в его руках (От Луки 22:3; От Иоанна 13:2:27), и в этом его вина; лучше бы ему было не родиться. Он – «сын погибели», единств. ученик Иисуса, душа которого не была сохранена Богом (От Иоанна 17:12);

9) И. звали еще одного из 12 учеников Иисуса, который, как подчеркивается в НЗ, не тождествен Иуде Искариоту (От Иоанна 14:22). Он был сыном Иакова (От Луки 6:16; Деяния 1:13) и назывался также Фаддеем (От Марка 3:18). О нем нам известно только то, что он задал Иисусу вопрос, записанный в От Иоанна 14:22;

10) один из братьев Господа (От Матфея 13:55; От Марка 6:3), автор ⇒ Послания Иуды. Согл. 1-е Коринфянам 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены имп. Домицианом (81–96 гг. по Р.Х.) как члены иуд. цар. рода, но затем были отпущены;

11) житель Дамаска, в доме которого остановился тарсянин Савл после того, как ему явился Господь (Деяния 9:11);

12) ⇒ Варсава (2).