Исцеление больных Библейская Энциклопедия Брокгауза

Исцеление больных ⇒ Болезнь и ⇒ смерть – это враждебные Богу силы, которые пришли в мир в результате совершенного людьми ⇒ греха. В славе Божьей не будет болезней.

I. В ВЗ Бог называет Самого Себя ⇒ врачом, исцеляющим от болезни (Бытие 20:17; Исход 15:26; Иов 5:18; Псалтирь 102:3; Осия 6:1); именно к Нему человек должен обращаться за помощью (4-я Царств 1 и след.). Его призывали, постясь (2-я Царств 12 и след.) и отстраняясь от греха, который является причиной болезни (Числа 25).

II 1) в НЗ болезнь также рассматривается как враждебная Богу сила (От Луки 13:11:16). Иисус явился, чтобы разрушить дела дьявола (1-е Иоанна 3:8). Ветхозаветное обетование о том, что Он понесет наши болезни и что ранами Его мы исцелимся (Исаия 53:3-5:10), сознательно отнесено к целит. деяниям Иисуса (От Матфея 8:17). В чудесах И.Б., свидетельствовавших о божеств. посланничестве Иисуса, стали видимыми силы грядущего мира (От Марка 16:17:20; От Иоанна 2:23; От Иоанна 20:30; Деяния 2:19:22);

2) чудеса И.Б. совершали и ученики Иисуса (От Матфея 10:1; От Марка 6:13; От Луки 9:1:2; От Луки 10:9; Деяния 3:1; Деяния 5:12:15-42; Деяния 28 и след.). Исцеляя больных, воскрешая мертвых, изгоняя злых духов, они должны были проповедовать Царство Божье (От Матфея 10:1:7-42; От Луки 9:2);

3) Библия отличает И.Б. от исцеления ⇒ одержимых нечистыми духами (см. От Матфея 10:8).

III. В учении НЗ об И.Б. можно выделить след. основополагающие принципы:

1) для веры нет ничего невозможного (От Матфея 17:20); часто первым шагом к исцелению является то, что больной (или к.-л. другой за него) с верою обращается за помощью к Иисусу (От Матфея 8:10:13; От Матфея 9:22; От Марка 5:34; От Марка 10:52; От Луки 18:42; ср. Деяния 14 и след.). Но исцеление не обязат. предваряется подобной просьбой (От Марка 3:1-3; От Луки 13 и след.; Деяния 3:2-6);

2) духовным даром (⇒ Дар, дарование) исцеления наделены отдельные члены Церкви (1-е Коринфянам 12:9);

3) в Церкви действует положение: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне... и восставит его Господь» (Иакова 5:14 и след.);

4) И.Б. обещано как один из видов знамений, которые будут сопровождать уверовавших (От Марка 16:17-20);

5) препятствием для И.Б. в Иакова 5:16 и след. назван грех: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться». Причиной болезни может быть и недостойное совершение Вечери Господней (1-е Коринфянам 11 и след.);

6) поскольку И.Б. является знамением наступающего Царства Божиего, то избавление от болезни не может рассматриваться как пробный камень веры отдельного человека.