Истина Библейская Энциклопедия Брокгауза

В Библии нет споров об И., подобных тем, которые ведут философы. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» – сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., которая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (От Иоанна 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в которых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, которая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна; оба они означают также ⇒ веру и ⇒ верность, которые, в свою очередь, состоят в тесной связи с ⇒ милостью, ⇒ миром и праведностью (⇒ Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кроме того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. – это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА ­­ РЕАЛЬНОСТЬ БОГА. Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом – с другой, существует совершенное согласие (2-е Коринфянам 1:20). Бог не может солгать (2-я Царств 7:28; 3-я Царств 17:24; Псалтирь 18:10; Псалтирь 110:8; Псалтирь 118:86:151:160; Малахия 2:6). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет (Бытие 24:27; Псалтирь 32:4; Псалтирь 88:3; Псалтирь 91:3; Псалтирь 99:5; Псалтирь 116:2; Псалтирь 118:90; Даниил 4:34; К Римлянам 15:8). Верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом – основа его спасения (Псалтирь 35:6; Псалтирь 39:11; Псалтирь 90:4). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт) с Божьей милостью (хэсэд); доверяющий Его И. познает великую милость Господа (Псалтирь 39 и след.; Псалтирь 56:4:11; Псалтирь 60:8; Псалтирь 85:15; Псалтирь 137:2).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее (От Иоанна 1:14:17). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти (От Иоанна 8:40; От Иоанна 14:6:9). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения (2-е Коринфянам 1:20). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и ⇒ света противостоит бесовское царство ⇒ тьмы и ⇒ лжи (От Луки 11:17-20; К Колоссянам 1:13), связанное с властными сферами этого мира (К Ефесянам 2:2). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (От Иоанна 8:44; От Иоанна 18:36), и Его крестная смерть – это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (От Луки 24:25-27). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ. Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через «Духа истины» (От Иоанна 14:17; 1-е Иоанна 4:6; 1-е Иоанна 5:6), Который наставляет верующих во всякой И. (От Иоанна 16:13). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в которых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет «хуление Святого Духа» (⇒ Хула, III,4) такой виной, которой нет прощения (От Матфея 12:31:32; От Марка 3:29; От Луки 12:10; ср. К Евреям 10:29), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ. Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его «истиной» (К Римлянам 1:18), «истиной Христовой» (2-е Коринфянам 11:10), «словом истины» (2-е Коринфянам 6:7; К Ефесянам 1:13; К Колоссянам 1:5; 2-е Тимофею 2:15), «истиной Евангельской» (К Галатам 2:14), «всякой истиной» (От Иоанна 16:13). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кроме того, в след. выражениях: «покориться истине» (К Галатам 5:7); «верить истине» (2-е Фессалоникийцам 2:12); «через веру истине»; «ходить в истине» (2-е Иоанна 1:4; 3-е Иоанна 1 и след.); «препоясать чресла истиною» (К Ефесянам 6:14); «освяти их истиною Твоею» (От Иоанна 17:17). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (К Ефесянам 4 и след.). Поэтому противоположностью И. является «неправда» (1-е Коринфянам 13:6; ср. К Римлянам 1:18), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. (К Римлянам 2:8), соотв. в Иакова 5 говорится об уклонении от И., а в 2-е Тимофею 3 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди «от истины» (От Иоанна 18:37), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Т.о., «познать истину» (1-е Тимофею 4:3; К Титу 1:1) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (От Иоанна 3:21; 2-е Тимофею 2 и след.). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он «всегда учится» (2-е Тимофею 3:6-8). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен «ходить в истине» (К Галатам 2:5; 3-е Иоанна 1:3), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (К Евреям 10:26). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. (2-е Коринфянам 13:8), и она приносит праведность и святость (От Иоанна 17:17; К Ефесянам 4 и след.), делает человека свободным (От Иоанна 8:32) и честным в послушании И., а в результате этого – способным к нелицемерному братолюбию (1-е Петра 1:22; ср. 2-е Иоанна 1:1; 3-е Иоанна 1:1). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь «в истине» (3-е Иоанна 1:4; ср. К Галатам 2:14; 2-е Петра 2:2), которая освобождает верующего от всякой показной праведности (1-е Иоанна 2:21; 1-е Иоанна 3:18) и наделяет его способностью поклоняться Богу (От Иоанна 4 и след.) и служить (К Ефесянам 6:14) в Церкви, которая есть утверждение И. (1-е Тимофею 3:15).

V. ИСТИНА ­­ ПРАВДИВОСТЬ. Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (От Иоанна 8:17; 1-е Коринфянам 5:8; 2-е Коринфянам 7:14), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действительности (Руфь 3:12; 4-я Царств 19:17; Притчи 8:7; От Марка 5:33; К Римлянам 9:1; К Ефесянам 4:25; К Титу 1:13).