Испуг, ужас Библейская Энциклопедия Брокгауза

Испуг, ужас

I. И., в отличие от продолжит. страха (⇒ Смущение, страх, испуг, робость, боязливость) или боязни, – это состояние, вызванное внезапностью и длящееся мгновения, при этом мышление парализуется вследствие переживаемого стресса и человек утрачивает способность к сопротивлению проиходящему.

II 1) И. может быть вызван действиями святого ⇒ Бога, поэтому в Библии Бог неоднокр. назван страшным (Второзаконие 7:21; Второзаконие 10:17; Неемия 1 и др.). Там, где Бог является в Своей славе, всякую тварь охватывает И. Для этого Ему на требуется «показывать» Себя – даже Его откровения вызывают И. у людей (Исход 19:16-25; Псалтирь 96:3-5; К Евреям 12:21), независимо от того, вмешивается ли Он в историю народов (Книга Судей 4:15; Исаия 23:11), в природу (Псалтирь 82:16) или только позволяет услышать Свой голос (Исход 20:19). Поэтому Бог является пророкам в снах и видениях (Числа 12:6), но и это вызывает у них И. (Даниил 7:15; Даниил 8:17). Каждая встреча с Богом принуждает человека к признанию своего бессилия (⇒ Немощь) и потерянности. Особенно это касается тех моментов, когда Бог возвещает суд над народами (Псалтирь 75 и след.). Вновь и вновь изображается ужас ⇒ Дня Господня (Исаия 34:1; Иоиль 2), от которого не сможет скрыться ни один человек (Исаия 2:5-22; Исаия 13:6-10; ср. Псалтирь 138:7-11). И при новом завете страшно «впасть в руки Бога живого» (К Евреям 10:31), т.е. предстать пред Ним лично. Но когда Бог скрывает Себя и отворачивается, это тоже сопровождается И. (Псалтирь 29:8);

2) мы часто не отдаем себе отчет в том, что и в Христе обитает вся полнота Божества (К Колоссянам 2:9), так что и Он вызывает те же чувства, что и Отец. Этот И. испытывает каждый, кому Господь является в Своей славе, как испытали его на себе ученики, так хорошо знавшие Господа в Его уничижении (От Матфея 17:6; Откровение 1:17). Когда Он – изображаемый в книге Откровения как Божий Агнец – позволяет проявиться Своему гневу, в движение приходят земля и небо, а люди ищут путь в глубины земли, чтобы скрыться от лица Его (Откровение 6:12-17). Человека охватывает И. и в тех случаях, когда Господь творит чудесные дела, поскольку человек осознает свою недостойность и греховность (От Луки 5:8). Этот И. проходит, но остается ⇒ страх Божий, без которого нельзя достичь мудрости (Притчи 1:7). Поэтому христиане, которые знают страх Господень, должны вразумлять других людей (2-е Коринфянам 5 и след.);

3) отсвет небесной славы несут на себе и ангелы. Их превосходство над человеком так ощутимо, что Иоанн хочет пасть к ногам ангела, чтобы поклониться ему (Откровение 19:10). Неудивит., что и другие люди пугаются ангелов (От Луки 1:12), приносимой ими вести (Даниил 8:17:18) или меча в руке ангела (1-я Паралипоменон 21:30).

III. Люди тоже могут вызывать И., в частн., когда они нападают неожиданно и с превосходящей силой (1-я Царств 14:15). Помогая Своему народу одержать победу, Бог вызывает И. среди врагов (Исход 23:27; Второзаконие 11:25; Книга Судей 4:15; Книга Судей 7 и след.; 4-я Царств 7 и след.). Может испугать кого-либо и неожид. встреча с человеком, в отношении которого была совершена несправедливость (Бытие 45:3). Еще сильнее бывает И., вызванный пробудившейся совестью, когда по поручению Господа кто-либо сообщает человеку Его решение (1-я Царств 28:20). Но тому, кто из спасит. И. перед Богом научился вести себя богобоязненно, не нужно более пугаться или бояться людей (Второзаконие 20:3 и след.; Иеремия 1:17-19; От Матфея 24:6; От Иоанна 14:1:27; 1-е Петра 3:14).