Исповедание, исповедовать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Исповедание, исповедовать [греч. гомологейн, «открыто заявлять», «соглашаться», «признавать», «высказывать», «исповедовать» ].

I. ИСПОВЕДАНИЕ ЛИЧНОЙ ВЕРЫ

Петр в один из самых важных моментов своей жизни подводит итог своего продолжит. пребывания с Иисусом и так выражает, или, иначе, исповедует свою веру: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (От Матфея 16:16). «Признание» Петра показывает суть И. Это: а) ответ Слову Божьему – Иисусу; б) признание веры в Иисуса, Сына Божьего (тот же, кто видит в Нем лишь великого человека и основателя религии, а не Бога, не верует (Деяния 8:37) и, след., не исповедует Его); в) Божий дар, или дар Св. Духа (От Матфея 16:17; 1-е Коринфянам 12:3). Иисус ожидает И. от Своих учеников. Согл. От Матфея 10 и след., в соответствии с тем, исповедует ли человек Христа или же отрекается от Него, Сам Христос либо исповедует его, либо отрекается от него перед Отцом Своим Небесным. Обретший веру не имеет права молчать о ней, а должен передавать и благовествовать ее другим. Именно в этом заключается истинная вера (От Иоанна 20:18; Деяния 4:20; 1-е Коринфянам 9:16). Всякий отрекающийся от Иисуса разрывает свою связь с Ним (От Матфея 26:69-75 и парал. места; в Ин. 21Иисус восстанавливает связь, разорванную Петром). Иисус не скрывает от Своих учеников, что И. чревато опасностями и может привести к гонениям и смерти (От Матфея 10:16-26). И. веры предназначено, во-первых, для Иисуса – как исполнение Его собств. повеления (От Матфея 10 и след.), во-вторых, для наших братьев и сестер в Господе – как отличит. признак и связующее средство нашего единства (От Матфея 16:16) и, в-третьих, для нехристиан – как эффективное свидетельство Св. Духа, побуждающее их высказаться (Деяния 8:37).

II. ИСПОВЕДАНИЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ВЕРЫ ЦЕРКВИ

В НЗ встречаются подобные выражения общей веры в Иисуса (От Матфея 16:16; От Иоанна 6:69; К Римлянам 10:9; 1-е Коринфянам 12:3; К Филиппийцам 2:11; 1-е Иоанна 4:15; 1-е Иоанна 5:5:10), в Бога Отца и Его Сына (1-е Коринфянам 8:6; 1-е Тимофею 6:13; 2-е Тимофею 4:1) и в триединого Бога (От Матфея 28:19; 2-е Коринфянам 13:13). Для спасения от угрожавших Церкви лжепророков (см. Гaл. и Кол.) было необходимо укрепиться в истинной вере против лжеучений (см. 1-е Иоанна 4 и след.).

III. ИСПОВЕДАНИЕ (ИСПОВЕДЬ), ИСПОВЕДОВАТЬСЯ

1) человек в ответе перед Богом за свои поступки и должен давать отчет Ему обо всем, в т.ч. и о своих прегрешениях (К Евреям 4:13). Но вместо того чтобы исповедоваться в поступках, и без того известных Богу, человек часто пытается скрыть свой грех или найти ему оправдание (Бытие 3:11-13; Бытие 4:9-13). Для того чтобы исповедоваться пред Богом, человек может совершить исповедь перед людьми. Исповедуясь, человек должен называть свои грехи – тем самым он отрекается от дьявола. Тайное, ставшее явным, более не связывает его, и он освобождается. Одноврем. он сбрасывает с себя маску наружной праведности, которая не может обмануть Бога;

2) в ВЗ говорится о публичном И. перед принесением «жертвы за грех» (Левит 5 и след.; Числа 5:6-8), которое по сути своей означало признание в совершении греховного поступка. кроме того, в тексте встречается упоминание и личного И. в грехах пред Богом (Псалтирь 31:1-5; Исаия 6:5-7), которому, как становится очевидно из Псалтирь 50, может предшествовать покаяние перед людьми (2-я Царств 12:13). ⇒ Давид после исчисления народа также исповедовался в присутствии старейшин (1-я Паралипоменон 21 и след.). В Псалтирь 31:3-5 и в Притч. 28И. в грехах называется единств. путем к получению прощения, но человек может остаться непрощенным, если его И. не сопровождается искренним раскаянием (Исход 9 и след.; Исход 10 и след.; 1-я Царств 15:24-31). В Библии также есть примеры того, как один человек исповедовался в грехах, совершенных целым народом (в одиночестве – Даниил 9:4-19; или в присутствии других – 1Езд. 9:6–15);

3) для Иоанна Крестителя И. грехов непосредственно связано с крещением (От Матфея 3:6; От Марка 1:4 и след.), сопровождавшимся беседой о том, как следует поступать человеку в дальнейшем (От Луки 3:10-14). Это показывает, что человеч. жизнь после И. грехов должна наполняться новым смыслом (От Иоанна 8:11);

4) Иисус прощал грехи даже тем, кто физически не мог просить Его об этом (От Матфея 9:2), и тем, кто выражал свое покаяние без слов (От Луки 7:48). В разговоре с человеком Он мог раскрыть его грехи и добиться публичного их И. (От Иоанна 4:17-19). В притче о блудном сыне дается наглядное подтверждение тому, что за покаянием (От Луки 15:21) следует прощение грехов (см. также От Матфея 6:12; От Луки 11:4);

5) после Своего воскресения Христос предоставил ученикам право прощать или не прощать грехи (От Иоанна 20:23; ср. От Матфея 16:19; От Матфея 18:18), и в жизни первых христиан стало обычаем исповедоваться друг другу в грехах (Иакова 5:16). Согл. 1-е Иоанна 1:7-9, без И. грехов невозможно общение с другими верующими и хождение во свете (ср. К Ефесянам 5:11:13). Также без публичного признания каждым человеком своей вины невозможны взаимные наставления христиан и их забота друг о друге (Деяния 20:31; К Евреям 3 и след.; К Евреям 10:25; К Евреям 13:17). Наряду с добровольным И. в жизни первых христиан были известны отдельные случаи принуждения к признанию в сокрытых грехах (1-е Коринфянам 14 и след.), причем суд Божий мог свершиться незамедлительно (Деяния 5:1-11).