Искушение, искушать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Искушение, искушать

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Греч. глагол пейрадзо означает «подвергать испытанию» (1-е Тимофею 3:10; ср. Псалтирь 25:2), «проверять ценность чего-то или кого-то» (Откровение 2:2; ср. Даниил 1:12), «вводить в соблазн» (⇒ Грех).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) Бог искушает или испытывает человека (⇒ Испытание), подвергая испытанию его веру и послушание (Бытие 22:1-19; ср. 1-е Петра 1 и след.; 1-е Петра 4:12), и допускает, чтобы тот, кому Он дал особое поручение, прошел через И. (Бытие 3:1-7). Об Иисусе сказано, что Св. Дух увел Его в пустыню «для искушения от диавола» (От Матфея 4:1; ср. От Луки 4:1-2). Но вместе с тем Бог избавляет благочестивых от И. (2-е Петра 2:9), не позволяя искушать верующих сверх их силы, давая и облегчение, чтобы они могли успешно выдержать И. (1-е Коринфянам 10:13). Испытанная в И. вера ведет к долготерпению и совершенствованию, поэтому тех, кто перенес И., Иаков называет блаженными, призывая принимать И. с радостью (Иакова 1:2:12). В то же время НЗ говорит, что «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Бог испытывает послушание и веру Своих избранных, но никого и никогда не вводит в грех. Человека подстрекает к греху его собств. ⇒ похоть (ср. Бытие 3:6), его стремление к ⇒ богатству (1-е Тимофею 6:9), а этим пользуется искуситель (От Матфея 4:3; 1-е Фессалоникийцам 3:5), сатана (1-е Коринфянам 7:5), чтобы посеять в человеке сомнение в Божьей любви (Бытие 3:4:5). Отлучение от Бога и Его воли было целью сатаны и в И. Иисуса (От Матфея 4:1-11; От Луки 4:1-13), Который был искушаем, как и мы, но остался безгрешным (К Евреям 4:15). Благодаря Своей победе Он может помогать тем, кто подвергается И. (К Евреям 2:18). Под И. и соблазном подразумеваются также гонения за Евангелие (Деяния 20:19; 1-е Петра 4:12:13), которых неокрепшая, не готовая к страданию вера может не выдержать (От Марка 4:17; От Луки 8:13). Здесь Господь дает обетование сохранить того, кто «сохранил слово (Его) терпения», от «годины искушения» (Откровение 3:10); этой защиты верующий просит и в молитве ⇒ «Отче наш» (От Матфея 6:13; От Луки 11:4);

2) человек искушает Бога, когда обращается к Нему не с доверит. просьбами, а с упреками и требованиями (Второзаконие 6:16), или же полагает, что может скрыть от Него истину (Деяния 5:8:9). Искушать Бога значит не признавать Его власти и относиться к Его словам с неверием, сомнением и непослушанием (Исход 17:7; Числа 14:22; Второзаконие 6:16:17; Деяния 15:10; 1-е Коринфянам 10:9; ср. Исаия 7:12).