Иосия Библейская Энциклопедия Брокгауза

Иосия

I. [евр. Йошийя, Иошийяху, «Господь поддержит, укрепит» ]:

1) сын и преемник иуд. царя Амона. И. царствовал в 639–609 гг. до Р.Х. и был последним благочестивым царем из рода ⇒ Давида, правившего до вавил. плена (4-я Царств 224-я Царств 23:30; 2-я Паралипоменон 34:1; 2-я Паралипоменон 35:1). Когда И. взошел на престол, ему было восемь лет. Мощь Ассирии постепенно ослабевала, поэтому И. обладал большей, чем его предшественники Манассия и Аммон, свободой для принятия политич. решений. В восьмой год своего царствования И. начал искать Господа, а в двенадцатый принялся за очищение Иудеи и Иерусалима от высот, изображений Ашеры (⇒ Дубрава), резных и литых кумиров. Он распространил свои реформы и на бывшую область Северного царства, что свидетельствовало о тогдашнем бессилии Ассирии. И. сокрушил жертвенник в Вефиле, исполнив тем самым предсказание человека Божьего из Иудеи (3-я Царств 13:2). Подробный обзор самых значимых деяний И. представлен в 4-я Царств 23:1-25; 2-я Паралипоменон 34:1-7. Он не остановился даже перед такими суровыми мерами, как истребление всех жрецов высот в Самарии и сожжение на их жертвенниках человеч. костей (4-я Царств 23:20). Его рвение еще более усилилось после того, как в восемнадцатый год его правления (622 г. до Р.Х.) первосвященник Хелкия обнаружил в храме книгу Закона Божьего (4-я Царств 22:8-20; 2-я Паралипоменон 34:8-28). Что именно содержала в себе эта книга – все Пятикнижие (от Бытия до Второзакония) или только книгу Второзаконие, – неизвестно. Весьма вероятно, что это действит. были все пять книг Моисея. О сказанном в книге И. послал вопросить пророчицу Алдаму, и та предсказала, что обещанное в книге Закона наказание исполнится, но И. будет погребен в мире и не увидит этого бедствия. И. созвал старейшин Иудеи и Иерусалима, повелел зачитать им книгу Закона и обновил, вместе с народом, завет служить Господу. Он совершил в Иерусалиме Пасху в соответствии с заповедями книги Закона, которых не придерживались со времен судей (4-я Царств 23:22). Но Господь все же не смирил Свой гнев в отношении Иудеи; обращение народа к идолослужению во времена Манассии не прошло бесследно. Из проповеди Иеремии становится ясно, что народ не всем сердцем обратился к Господу. Неизвестно, что подвигло И. противостать фараону Нехао (Нехо), когда тот выступил против ассир. царя. Возможно, он надеялся присоединить к своему царству прежнюю тер. десяти колен и т.о. восстановить границы, существовавшие во времена Давида и Соломона. Возм. также, что И. хотел оказать услугу вавил. царю Набопаласару, в котором он видел будущего властителя Палестины. Смерть И. в битве с ⇒ Нехао при Мегиддо разрушила эти планы. Вся Иудея и Иерусалим оплакивали смерть И., а Иеремия посвятил ему скорбную песнь (4-я Царств 23:29:30; 2-я Паралипоменон 35:20-27). Преемником И. стал его сын Иоахаз;

2) сын Софонии. В его доме Захария должен был возложить венцы на первосвященника ⇒ Иисуса (Захария 6:10).

II. [евр. Йоша], князь колена Симеона, живший во времена Езекии (1-я Паралипоменон 4:34).

III. Греч. ф-ма [Иосес] евр. имени Иосиф:

1) один из братьев Иисуса Христа (От Марка 6:3). ⇒ Иосиф (I,10);

2) сын ⇒ Марии (4) и «брат Иакова меньшого» (От Марка 15:40). ⇒ Иосиф (I,11);

3) ⇒ Иосиф (I,13);

4) ⇒ Иешуа (I,3).