Иоанн Креститель Библейская Энциклопедия Брокгауза

Иоанн Креститель – последний из пророков ВЗ, сын священника ⇒ Захарии и его жены ⇒ Елисаветы, которая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (От Луки 1:5:36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста, оставаясь бездетными, и уже утратили надежду иметь детей. Но однажды Захарии явился ангел Господень и предрек ему рождение сына, которого следовало назвать Иоанном. Ангел сказал также, что сын Захарии обратит к Богу многих израильтян и будет жить жизнью назорея (⇒ Назореи; Числа 6:1-21); с самого рождения он исполнится Св. Духа и, действуя в силе и духе Илии, подготовит народ к принятию Господа. В наказание за сомнение и неверие в это чудо ангел наложил на уста Захарии печать молчания. Когда Мария, носившая во чреве Иисуса, приветствовала Елисавету, находившийся в утробе матери младенец Иоанн возрадовался будущему Мессии, Который должен был родиться 6 месяцев спустя после его рождения. Выбирая имя ребенку, родственники начали спорить, но Захария прекратил спор, написав имя «Иоанн», после чего вновь обрел дар речи (От Луки 1:8-25:57-66). О юных годах И.К. из Библии ничего не известно. Он жил в пустыне, когда Бог призвал его к служению (От Луки 3:2). Своим внешним видом Иоанн напоминал ⇒ Илию: он носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным поясом. Пищей ему служили акриды (разновидность саранчи) и мед диких пчел. Иоанн проповедовал приближение Царства Небесного, Божьего Царства. Это Царство установит другой – Сильнейший, идущий за ним и уже живущий среди людей (От Марка 1:7:8; От Иоанна 1:26:27). И тогда люди узрят спасение Божье (От Луки 3:6). Но для вступления в Царство Божье необходимо обращение. Многие приходили к И.К., каялись в совершенных грехах и принимали крещение через омовение водой. Другие же, напр. фарисеи и саддукеи, приходили с неискренними намерениями, и их обращение не было истинным. Таким И.К. отказывал в омовении (От Матфея 3:1-12). Из Иерусалима к нему прислали священников и левитов, чтобы выяснить, кто он. Иоанн ответил им, что он не Илия, не пророк и не Христос; он – «глас вопиющего в пустыне», призванный возвестить о приходе Мессии (От Иоанна 1:19-27; ср. Исаия 40:3). Его миссия – явить Израилю Христа (От Иоанна 1:31). Он постоянно напоминал, что Христос как Сильнейший придет вслед за ним и будет крестить Св. Духом и огнем (От Матфея 3:11; От Иоанна 1:26:27; ср. От Иоанна 1:29:30). Тем самым Иоанн указывал на ограниченность своего ⇒ крещения. Приняв от И.К. крещение, Иисус уравнял Себя с другими людьми. В момент крещения Иисуса И.К. увидел Св. Духа, нисходящего с неба в виде голубя, и услышал глас с небес (От Иоанна 1:32-34 и пар.). С явлением Иисуса миссия И.К. была завершена. Вплоть до своего ареста Иоанн крестил народ вместе с Иисусом (От Иоанна 3:22:33), сохранился и круг его учеников, хотя часть из них последовала за Иисусом (От Матфея 9 и пар.), что весьма радовало Иоанна (От Иоанна 3:23). Ап. Павел, прибыв в Эфес, встретил там некоторых из учеников Иоанна (Деяния 19:1-7). Можно предположить, что эти люди были крещены И.К. в Палестине во время какого-то празднества и затем вернулись в Эфес: именно поэтому они ничего не знали об Иисусе. Иоанн публично обличал Ирода Антипу, за то что тот вступил в связь с женой своего брата Иродиадой и за другие беззакония. Ирод, который ранее с интересом слушал проповеди И.К. и многое делал по его совету, заключил пророка в крепость Махерон (вблизи Мертвого моря). Находясь в темнице, И.К. усомнился в Иисусе. Он послал к Господу двух своих учеников, чтобы те спросили Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Отвечая на их вопрос, Иисус указал им на Свои деяния (От Матфея 11:1-6). Когда дочь Иродиады в награду за свой танец потребовала от Ирода голову И.К., царь приказал обезглавить его (От Матфея 14:1-12). Служение И.К. имело огромное значение для евр. народа. Его почитали пророком, а Иисус говорил, что И.К. «больше пророка», что он – самый великий из всех «рожденных женами» (От Матфея 11:9-14). Сведения об Иоанне можно найти также в трудах евр. историка Иосифа Флавия. ⇒ Вифания (2).