Имя, наречение именем Библейская Энциклопедия Брокгауза

В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто «личное название человека». Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Бытие 2:19:20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Бытие 1:28). И., которое родители дают своему ребенку (⇒ Дети), говорит о тех надеждах, которые они возлагают на него (Каин в Бытие 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Бытие 35:18; Ихавод в 1-я Царств 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора – «пчела»; Дишон – «антилопа»; Иона – «голубь»). Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с «Ио-» (кр. ф-ма от Яхве; ⇒ Имена Бога, III); напр., Иоанн – «Яхве милостив» или Ел (Эль) – «Бог»; напр., Елисей – «Бог есть спасение», а также оканчивающиеся на «-ия», напр., Исаия – «Яхве есть спасение», или «-ил» («-эль»); напр., Самуил – «услышанный Богом» (о значении слова «Эль» ⇒ Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4-я Царств 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Даниил 1:6:7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Бытие 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Бытие 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Осия 1:4:6:9; Исаия 8:3:4; От Матфея 1:21; От Луки 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (От Луки 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (От Луки 1 и след.; От Луки 2:21), когда их подвергали обрезанию (Левит 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деяния 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. – Яхве (в Синод. пер. – Иегова) (⇒ Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исход 3:13:14), открыв тем самым Себя Самого. Т.о., И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исход 20:7; Второзаконие 5:11; ⇒ Хула).