Имена Иисуса Христа Библейская Энциклопедия Брокгауза

Имена Иисуса Христа О происхождении и значении имени Иисус ⇒ Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (От Матфея 1:21; К Филиппийцам 2:9), свидетельствует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (К Филиппийцам 2:10; Откр), Который наделен божеств. могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним (1-е Коринфянам 15:28). В этом имени человек может найти и узнать Бога. Поэтому М.Лютер говорит: «Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога». (⇒ Имя, наречение именем.)

I А. Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет. Его речения о Себе Самом, начинающиеся с «Я есмь» [греч. эго эйми], свидетвуют о Нем как о Божьем откровении. Он как «хлеб жизни» (От Иоанна 6:35:51) дарован человеку Богом для жизни вечной. Как «свет миру"(От Иоанна 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни. Называя Себя «дверью» (От Иоанна 10:9), а также «путем и истиной и жизнью» (От Иоанна 14:6), Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в которой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также «воскресение и жизнь» (От Иоанна 11:25); иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней. Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности: Он есть «пастырь добрый» (От Иоанна 10:12:14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет «своими». Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с «истинной виноградной Лозой» (От Иоанна 15:1:5). В От Иоанна 8:24:28 Иисус говорит о Себе лично: «это Я» [греч. эго эйми] (ср. От Марка 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Исход 3(⇒ Имена Бога, III,1); слова Бога «Я есмь Сущий» Септуагинта переводит здесь как «это Я» (эго эйми). Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (К Евреям 1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Деяния 4:12).

Б. Сложнее понять, почему Иисус называет себя «Сыном Человеческим» [евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу]:

1) а) словосочетание бен хаадам в Синод. пер. ВЗ чаще всего передается как «сын человеческий» (Иов 25:6; Псалтирь 8:5; Псалтирь 35:8; Псалтирь 89:4; Иезекииль 2:1; Иезекииль 3 и др.). В этих стихах выражение «сын человеческий» тождеств. понятию ⇒ человек;

б) только в Даниил 7 и след. выражение «Сын человеческий» обозначает грядущего властителя Царства Божиего (⇒ Мессию): «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства. В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиоп. языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным;

2) называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптич. 70 раз, а в Ев. от От Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Даниил 7:13. Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Деяния 7:56) и Иоанн (Откровение 1:13; Откровение 14:14). В Даниил 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ. В Евангелиях Сын Человеческий – это исключит. самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов. Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его. (См. также противопоставление Адама и Христа в посланиях ап. Павла, К Римлянам 5 и след.; 1-е Коринфянам 15 и след.) Для иудеев понятия «Сын Человеческий» и «Христос» (­Мессия) были тесно связаны (От Иоанна 12:34), и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (От Марка 14:62-64). В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возможно, правомерно говорят о том, что словосочетание «Сын Человеческий» является «самым притязательным самоопределением, которое вообще мог употребить житель древнего Востока» (Stauffer, Theologie des NT). Изречения Иисуса, в которых присутствует выражение «Сын Человеческий», можно разделить на три группы: а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (От Марка 2:10; От Иоанна 1:51), б) Его страдания (От Марка 8:31; От Марка 9:9:31; От Марка 10 и пар.; От Матфея 26:2; От Иоанна 8:28), в) Его явление как властителя и судьи (От Марка 8:38; От Марка 13 и парал.; От Иоанна 5:27).

II. А. Если до сих пор речь шла исключит. о высказываниях Самого Иисуса, то выражение «Сын Божий» является как самообозначением Иисуса, так и человеч. исповеданием Божьего откровения в Иисусе:

1) в ВЗ понятие «сын» в отношении Бога не закреплено исключит. за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Исход 4:22; Второзаконие 14:1; Второзаконие 32:6:18; Иеремия 31:9; Осия 11:1). Правда, такие места в Библии, как Псалтирь 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов;

2) в НЗ «Сын Божий» (в ед.ч.), а также просто «Сын» – исключит. мессианское обозначение Иисуса: а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (От Матфея 3:16:17; От Матфея 17:5; От Луки 9:35); б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (От Матфея 11:27; От Иоанна 1:14:18; От Иоанна 3:16). Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его «Отче» и всегда говорит «Отец Мой», но никогда – «Отче наш» (в От Матфея 6:9; в От Луки 11 «Отче наш» сказано от лица учеников и как наставление для них). Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением «единородный» (⇒ Единородный сын). Признание Иисусом того факта, что Он – Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (От Матфея 26 и след.). Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. К Колоссянам 1 и след.; также От Иоанна 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Т.о., понятие «Сын Божий» равнозначно понятию «Господь»; в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (От Матфея 16:16), становится членом Церкви (Деяния 8:37) и вступает в общение с Богом (1-е Иоанна 2:23). Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (От Матфея 16:17);

г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (От Матфея 8:29; От Марка 3:11), и это свидетельствует о Его вселенской власти.

Б. Выражение «сын Давидов» также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией:

1) обетование, данное Давиду Богом (2-я Царств 7 и след.), истолковывается как мессианское (см. Псалтирь 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Исаия 9 и след.; Иеремия 23:5; Иезекииль 34:23; Захария 12:8). Поэтому обозначение «сын Давидов» является титулом Мессии;

2) в От Матфея 22:41-46 Иисус возражает не против того, что Его называют «сыном Давидовым», а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида. Даже будучи «сыном Давидовым», Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога. Иисус признает это обращение (От Матфея 9:27; От Матфея 21:9), а Церковь признает (От Матфея 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего «от семени Давидова по плоти» (К Римлянам 1:3). Титул «сын Давидов» свидетельствует также о человеч. природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем «Сын Божий» (см. К Римлянам 1 и след.). Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти.

III. Существует много других имен, которые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как «царь», «первосвященник», «пророк».

А. Цар. титул Иисуса тесно связан с обозначением «сын Давидов» (см. выше, II,Б). Царем признают Его мудрецы (волхвы) (От Матфея 2:2), и Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (От Иоанна 18:37). Его царство другого рода, оно не похоже на то, которое существует в человеч. представлении (От Иоанна 18:36). Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (От Матфея 27:29:37:42). Его господство скрыто, оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом. Но это истинное господство над всей вселенной (1-е Тимофею 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (От Матфея 25:34; Откровение 17:14; Откровение 19:16). Т.о., титул «царь» указывает на ⇒ Второе пришествие Иисуса в ⇒ славе.

Б: 1) в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Псалтирь 109:4; К Евреям 5:6; К Евреям 7:1:3:17:21; ⇒ Первосвященник, V). Прообразом примирит. и искупит. подвига Иисуса стало ветхозаветное ⇒ богослужение: Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (К Евреям 9:12). По Своей безгрешности (К Евреям 4:15; К Евреям 7 и след.) и Своему милосердию (К Евреям 2:17; К Евреям 4:15) Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (К Евреям 10:13);

2) то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением «Агнец». В Ис. 53агнцем называется «раб Божий» (⇒ Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (От Иоанна 1:29:36). Согл. От Иоанна 19:30:31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца. Поэтому Павел вправе называть Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» – 1-е Коринфянам 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1-е Петра 1:19). В Oткр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откровение 5 и след.; Откровение 13 и др.). Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откровение 7 и след.; Откровение 12 и след.; Откровение 14 и след.). Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Откровение 6:16:17; Откровение 14:10; Откровение 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой – Церковью (Откровение 19 и след.; Откровение 21:1), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Откровение 13:11).

В: 1) Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков. Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (От Марка 6:15; От Матфея 16:14). С др. стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Второзаконие 18:15). В отдельных случаях Он именуется в НЗ «Тем пророком» (От Иоанна 6:14; ср. также От Иоанна 1:21; От Иоанна 7:52), что равнозначно понятию «Мессия». Если Иисус и осознаёт Себя пророком (От Луки 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, который вмещает в себя собственно понятие «пророк». В К Евреям 1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончат., решающего слова Божьего к человеку;

2) по-этому Иисус может быть назван и «Словом» [греч. логос]. Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом. Т.е. несущий откровение равен самому откровению (см. выше, I,А). Он – то Слово, которое было в начале, и «все чрез Него начало быть» (От Иоанна 1:1-3; ср. Бытие 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному. Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (От Иоанна 1:14) и превратившись в ⇒ посредника жизни (1-е Иоанна 1:1). В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Откровение 19:13).

Г. Наряду с вышеперечисл. встречаются и менее употребит. имена:

1) на основании Ис. 7Иисус назван в От Матфея 1«Еммануилом», поскольку понятие «с нами Бог» становится в Нем зримой реальностью;

2) выражение «лев от колена Иудина» (Откровение 5:5) напоминает о Бытие 49 и говорит о непобедимости Иисуса;

3) в 2-е Петра 1:19; Откровение 22 Иисус назван «утренней звездой», поскольку в Нем наступает совершенство;

4) «Женихом» Иисус называет Себя только в притчах (От Матфея 9:15; От Матфея 25:1; От Иоанна 3:29), в которых метафорич. представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним;

5) «Отрасль» – это имя Мессии в Иеремия 23:5; Иеремия 33:15; Захария 3:8; Захария 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой. Будучи «отраслью от корня Иессеева» (Исаия 11:1) и Сыном Божьим, «Который родился от семени Давидова по плоти» (К Римлянам 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих. Обозначением «раб Мой, Отрасль» (Захария 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Исаия 52Исаия 53:12; К Филиппийцам 2:5-8). В имени «Отрасль» (Захария 6 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как «последним Адамом» и «вторым человеком» (1-е Коринфянам 15:45-47), Который, будучи одноврем. священником и царем, правит миром; уделом – когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения.

IV. Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это «во имя Иисуса». Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе. Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Исход 20:7). Креститься «во имя Иисуса» (От Матфея 28– упоминается вся Троица; Деяния 2:38; Деяния 8:16) – это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (К Римлянам 6:3-6; К Галатам 3 и след.). Так же следует понимать слова «во имя Иисуса» и в других случаях. Действовать «во имя Иисуса» значит действовать «силой и полномочиями Иисуса». Болезни отступают «во имя (именем) Иисуса Христа», т.е. перед Его силой (Деяния 3:6; Деяния 4:10); грехи прощаются «ради имени Его», т.е. Им Самим (1-е Иоанна 2:12). И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (От Луки 10:17; Деяния 16:18). Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (От Иоанна 14:13; От Иоанна 15:16; От Иоанна 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (К Ефесянам 5:20). «Во имя Иисуса Христа» должно совершаться все происходящее в Церкви (К Колоссянам 3:17).

V. ⇒ Адам (I,4) ⇒ Должность (III) ⇒ Альфа и Омега ⇒ Епископ ⇒ Образ ⇒ Краеугольный камень (II) ⇒ Первородство, первородный ⇒ Ходатай ⇒ Помазанник ⇒ Голова, глава ⇒ Спаситель ⇒ Святость, святой (II,4а) ⇒ Господь (4а,в) ⇒ Пастух, пастырь (II,3) ⇒ Иисус Христос (I) ⇒ Учитель (IV) ⇒ Посредник (II) ⇒ Священник (III).