Изображение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исход 20 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исход 32 и след.), и до времен Иосии (4-я Царств 23 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, который в Библии презрит. именуется тельцом, 3-я Царств 12 и след.). Тельцы, впрочем, не являлись И. Самого Бога, а мыслились как престолы, на которых восседал незримый Яхве. Именно поклонение И. (которое было призвано ограничивать контакты с Южным царством и отвлекать людей от регулярных паломничеств в Иерусалим), а не поклонение Ваалу было грехом Иеровоама (3-я Царств 12:30; 3-я Царств 15:34; 3-я Царств 16 и др.), но именно это стало причиной упадка Израиля (4-я Царств 17:12 и след.). Реформы Ииуя были также направлены лишь против культа Ваала, а не против поклонения И. (4-я Царств 10 и след.). И. ⇒ херувимов на ковчеге завета (Исход 25:18-20) в ⇒ скинии (Исход 26:1:31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Числа 21 и след.); основываясь на 1-я Паралипоменон 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3-я Царств 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (⇒ Десять заповедей, II), можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, которого в конце концов вынужден был «истребить» Езекия (4-я Царств 18:4), дабы прекратить идолопоклонство (II). Один из опознават. признаков ⇒ антихриста, согл. Откровение 13 и след.; Откровение 14:9; Откровение 20 – наущение им людей почитать И. зверя.