Избрание, избранность, избирать (выбирать) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Избрание, избранность, избирать (выбирать)

I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

В Библии немало мест, где говорится об И., совершаемом людьми (напр., Исход 18:25; Исаия 7:15), но в основном И. представлено как деяние Бога:

1) И. происходит до начала жизни (см. Иеремия 1:5; К Ефесянам 1:4; 2-е Фессалоникийцам 2:13);

2) И. всегда предполагает служение. Библия знает только И., сопряж. с определ. предназначением. Люди тоже выбирают себе партнеров и помощников (Исход 17:9). Но только Господь избирает и определяет, кто должен Ему служить. Так, Корей и его сообщники гибнут в результате самонадеянных притязаний (Числа 16:5). Бог избирает Соломона, чтобы тот построил храм (1-я Паралипоменон 28:10). Бог избирает колено Левия для священнич. служения (Второзаконие 18:5). Иисус избирает двенадцать учеников для апостольского служения (От Луки 6:13; Деяния 1:2). Он «избрал и поставил» их, чтобы они «шли и приносили плод» (От Иоанна 15:16). Павел стал «избранным сосудом» Господа для миссионерского служения всем людям на земле (Деяния 9:15);

3) избирая человека, Бог исходит не из его природных достоинств или заслуг, поэтому Его выбор часто может показаться необоснованным. Народ Израиля малочислен и к тому же «жестоковыен» (Второзаконие 7:7; Второзаконие 9:6), но становится народом избранным. Моисей был избран, несмотря на его косноязычие (Исход 4:10 и след.), а Иеремия – несмотря на его молодость (Иеремия 1 и след.). То же относится к И. членов Церкви. В соотв. с 1-е Коринфянам 1 и след., Господь и здесь избрал малое. Он уничижает человеч. тщеславие, чтобы «хвалящийся хвалился Господом» (1-е Коринфянам 1:31);

4) Господь сохраняет верность Своим избранникам; даже народ Израиля, не принявший Христа, благодаря своему И. остается возлюбленным народом Божьим (К Римлянам 11:28). Но эта Божья верность не означает для человека вседозволенности; он остается зависимым от милости Божьей. Тем более необходимо, чтобы верующие «делали твердым» свое И. (2-е Петра 1:10), ибо Библия показывает, что человек в своем сопротивлении истине и в своеволии может отойти от Господа; за отпадение Бог карает человека и отвергает его (⇒ Отвержение, отвергать). В этой связи следует отметить, что Саул (1-я Царств 31:4) и Иуда (От Матфея 27:5) покончили жизнь самоубийством, т.е. в данном случае нить жизни разорвал не Бог, а сам человек.

II. НОСИТЕЛЬ ИЗБРАННОСТИ

В Библии повествуется о великих избранниках, игравших выдающуюся роль в осуществлении Божьего замысла.

А. ЧЕЛОВЕК

В ряду избранных по воле Божьей первым следует назвать человека. Сотворение человека (Бытие 1 и след.) происходит в соответствии с извечно действующим Божьим замыслом. Бог избрал человека среди всех Своих созданий и удостоил его высочайшей славы и чести. Созданный «по образу Божию», человек занимает несравнимо более высокое положение, чем все другие Божьи творения (Псалтирь 8:4-7). «Не много Ты умалил его пред ангелами» (МТ: «пред Богом» – Бытие 1:6), т.е. «Ты создал его почти божественным существом». Человек избран и призван быть господином над всеми созданиями (Бытие 1:28). Хотя человек в результате отпадения от Бога (Бытие 3) утратил свое достоинство (К Римлянам 3:23), Бог все же не желает отказываться от Своих намерений и продолжает считать его Своим избранником.

Б. ХРИСТОС

Христос Сын Божий, извечно пребывающий у Отца и разделяющий с Ним славу (От Иоанна 17:5) как «избранный Божий» (От Луки 23:35), «прежде бытия мира» был предопределен Отцом для того, чтобы примирить человека с Богом и сделать его новой тварью (2-е Коринфянам 5 и след.). Высшей точкой этого деяния стала смерть Сына на кресте. Этим Бог проявил Свою любовь к людям. Все верующие в Сына не погибнут, а обретут вечную жизнь (От Иоанна 3:16). Спасение предлагается всем людям без исключения. Т.о. во Христе Бог исполняет Свой замысел спасения (Псалтирь 8:4-7; К Евреям 2:6-10). Сын Божий замещает на кресте все человечество. Поэтому путь к Отцу, ведущий к восстановлению предназначения человека, пролегает только через Сына (От Иоанна 14:6), никто не может спастись помимо Него. Чтобы совершить спасение в Своем Сыне, Бог Отец избирает один народ, а из всех народов – особо связанное с Сыном сообщество – Церковь.

В. НАРОД ИЗРАИЛЯ

Спасит. деяние Иисуса Христа было подготовлено избранием Израиля народом Божьим (От Иоанна 4:22; К Галатам 3:24). «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 14:2). Святость Израиля заключается не в нравств. качествах народа, а только в его избранности: «Кого изберет Господь, тот и будет свят» (Числа 16:7). Предназначение избранного народа в свящ. истории состоит в том, чтобы быть «царством священников и народом святым», чтобы возвещать на земле волю Господа и созданный Им порядок (Исход 19:5 и след.). Бог избрал народ Израиля как глашатая Своего откровения другим народам. Т.о., и Христос должен был произойти из Израиля. И. израил. народа началось с И. Авраама (Бытие 12; Неемия 9:7). Чтобы руководить этим народом и указывать ему путь, Бог избирает отдельных израильтян в священники, судьи, пророки и цари (Второзаконие 17:15; 1-я Царств 10:24). Бог Сам избирает дом, где Ему должны поклоняться (Второзаконие 12:5; 2-я Паралипоменон 7:12:16). Т.о., каждый благочестивый израильтянин должен восхвалять Бога за свою принадлежность к избранному народу (Псалтирь 64:5);

Г. ЦЕРКОВЬ

В то время как данные Израилю обетования еще ожидают своего окончат. исполнения (К Римлянам 11), из народов созывается и собирается Церковь Иисуса Христа. Она представляет собой собрание святых, которых Бог призвал по Своей воле. Господь заранее предопределил, что они обретут образ Его Сына (К Римлянам 8 и след.). Предопределение – это предварительное деяние Божье, которым Он предназначает определ. людей (еще до их рождения) для обретения образа Христа и достижения Его славы (От Иоанна 17:24; К Галатам 1 и след.). Бог хочет, чтобы через этих избранных, через их святое преображение и священнич. служение человечество познавало и славило Его (К Ефесянам 1:4-6; 2-е Фессалоникийцам 2:13; 1-е Петра 2:9). Церковь как тело Христово (1-е Коринфянам 12 и др.) – это тот орган, через который Бог воздействует на грешный мир. Только избранные, «познанные» Богом (2-е Тимофею 2:19), образуют Его тело. Чтобы они смогли исполнить это жизненное предназначение, Господь наделяет их Своими дарованиями (см. «всеоружие Божие» К Ефесянам 6:10-18 и ⇒ Дар, дарование); их путь может проходить через позор и страдания, но Бог дает им силы все преодолеть (К Римлянам 8:35-39; 2-е Коринфянам 4:7-11). «Никто не может похитить их из руки Отца» (От Иоанна 10:29).

III. УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К ИЗБРАНИЮ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЮ

Как следует относиться к учению Августина и Ж.Кальвина о предопределенности людей либо к вечному блаженству, либо к вечному проклятию? Свящ. Писание выступает против подобных предположений. На основании библ. свид-в можно сделать вывод лишь о существовании тесной связи между И. и спасением, но в Библии ничего не говорится о связи между И. и проклятием. Некоторые вызывающие сомнения места в К Римлянам 9 никоим образом не могут быть истолкованы как свидетельства об И. к проклятию. В К Римлянам 9:11:12:13 говорится лишь об И. Богом Иакова для определ. предназначения. Об Исаве сказано лишь то, что Бог его «возненавидел» только в отношении обетования, т.е. лишил этого предназначения. И ожесточение фараона никоим образом не было предопределено. Бог ожесточил правителя в его языч. самомнении, чтобы показать на нем Свою силу. «Сосуды гнева, готовые к погибели», и «орудия гнева» (Исаия 13:5) – это люди, которым надлежит исполнить определение суда. свидетельства существования извечного предназначения к проклятию нельзя обнаружить и здесь. «Осудить» не значит «предопределить». Ап. Павел нигде не говорит об окончат., безвозвратном отвержении грешников. Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати (К Ефесянам 1 и след.; К Римлянам 8 и след.). Т.о., предопределение либо к И., либо к отвержению не подтверждается Писанием. Конечно, многие вопросы, касающиеся учения об И., остаются открытыми. «Нам следует оставить Писание таким асимметричным, каково оно есть» (Э.Бруннер). И в этом отношении справедливо утверждение о том, что наше знание остается частичным (1-е Коринфянам 13:9). Мы твердо держимся веры в неогранич. волю Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1-е Тимофею 2:4). ⇒ Свобода, свободный.