Идол, идолослужение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Идол, идолослужение

I 1) под «идолами» (Левит 19:4; 3-я Царств 21:26; Иезекииль 30:13; 1-е Фессалоникийцам 1:9), «чужими богами» (Второзаконие 31:16), «иноземными богами» (1-я Царств 7:3), «иными богами» (Иисус Навин 24:2; 3-я Царств 11:4), «другими богами» (Исход 20:3; Книга Судей 2:17), «богами народов», т.е. язычников (4-я Царств 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Книга Судей 10:6), а также под «мерзостью» (3-я Царств 11:5:7; Иезекииль 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исход 23:24; Второзаконие 27:15; 4-я Царств 23:24; Исаия 2:8; Иезекииль 22:3:4; Наум 1:14) (⇒ Терафим ⇒ Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., ⇒ Ваал);

2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Второзаконие 4:16-18; К Римлянам 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам» (Исаия 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исход 20:3-5; Исход 23:13:24:32:33; Второзаконие 12:1-3:29-31). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4-я Царств 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (⇒ Брак, IV и V), развратом и ⇒ блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, которые не позволяют наследовать Царство Божье (1-е Коринфянам 6:9:10; 1-е Коринфянам 10:14; Откровение 21:8; Откровение 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в К Ефесянам 5 и К Колоссянам 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1-я Царств 15:23 – «волшебство» и «противление», т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное «я» (ср. От Матфея 6:24);

3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов – бездушных (Псалтирь 105:28), суетных (Иеремия 2:5), безгласых И. (Аввакум 2:18; 1-е Коринфянам 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иеремия 2:28; Иеремия 10:5; ср. Иеремия 7): «Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил» (1-я Паралипоменон 16:26; Псалтирь 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми «богами», Он – Бог и Владыка всех «богов» (Второзаконие 10:17; Псалтирь 94:3; Псалтирь 96:9), «которые в существе – не боги» (2-я Паралипоменон 13:9; К Галатам 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: «Идол в мире ничего, и ... нет иного Бога, кроме Единого», – говорил ап. Павел (1-е Коринфянам 8:4). Он утверждал, что ⇒ идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1-е Коринфянам 10:19-22).

II 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Исаия 40:20; Исаия 44:13), камень (4-я Царств 19:18; Иеремия 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исход 20:23; Исаия 44:12; Даниил 5:4; Откровение 9:20). Наряду с литыми И. (Исход 34:17; Исаия 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Исаия 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иеремия 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Исаия 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иезекииль 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Исаия 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (⇒ Изображение и ⇒ Золотой телец.);

2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидетельства об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, которая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Бытие 35:2; Иисус Навин 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат «маццебы», «ашеры» (⇒ Дубрава ⇒ Ашера, 2) и памятники (2-я Царств 18:18).

III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иеремия 3:6; Осия 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4-я Царств 16:4; 4-я Царств 17:10), в садах и дубравах (Исаия 1:29; Иезекииль 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Исаия 57:5:6). Здесь же находились храмы, или капища (1-я Царств 5:2; 1-я Царств 31:10), и ⇒ высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством ⇒ храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире.

IV: 1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (4-я Царств 17 – в Синод. пер. – «служили»; 2-я Паралипоменон 28:4; Осия 12:11), жертва хлебная и возлияние (Исаия 57:6; Иезекииль 16:19), жертва курения (4-я Царств 16:4; 4-я Царств 17:11; 4-я Царств 23:5; Иезекииль 6:13) и жертвенная трапеза (Иезекииль 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Исход 23:19);

2) практиковались также человеч. жертвоприношения, которые в Израиле были строго запрещены (4-я Царств 16:3; 4-я Царств 17:17; Псалтирь 105:36-39; Исаия 57:5; Иеремия 7:31; Иезекииль 16:20:21 ⇒ Молох), и культовый блуд (4-я Царств 23:7; Осия 4:14; Михей 1⇒ Цена пса ⇒ Блудом, I,2);

3) также свидетельствами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (⇒ Драконов источник; железный век, I), а также разнообразные пожертвования – жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.

V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам – Солнцу, Луне, планетам и «всему воинству небесному» (Второзаконие 4:19; 4-я Царств 17:16; 4-я Царств 21:3; 4-я Царств 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Софония 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4-я Царств 23:12). В 4-я Царств 23:4:11 упоминаются «вещи для всего воинства небесного», кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение «царице небесной», вероятно, Венере (Иеремия 44:17-19 – в Синод. пер. – «богине неба»).