Гробница Библейская Энциклопедия Брокгауза

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. I. На Ближнем Востоке Г. находились, как правило, за пределами городов и селений – в пещерах (Бытие 23), под деревьями (Бытие 35:8; 1-я Царств 31:13),в поле (Иисус Навин 24:30:32). Известно, что захоронения устраивали и под жилыми домами(1-я Царств 25:1). Обычно умирающие завещали похоронить себя в семейных Г. (Книга Судей 16:31; 2-я Царств 2:32; 3-я Царств 13:22). Каждый израильтянин хотел подобным образом «приложиться к своим отцам» (2-я Паралипоменон 34:28); быть похороненным в ином месте означало страшное наказание (3-я Царств 13:22). В этом отчетливо проявлялась принадлежность к своему роду – даже после смерти. Но сооружать семейные Г. могли лишь состоят. люди; бедняков и простолюдинов хоронили в общих Г., напр., жителей Иерусалима – в долине Кедрона (4-я Царств 23:6; Иеремия 26:23). Позднее у евреев появилась надежда, что именно в этой долине начнется воскресение из мертвых; истлевшие останки больше не сваливали вместе, как это часто делалось раньше. Царские Г., вероятно, находились в столице. О захоронении царей Иудеи в главном городе страны в Библии говорится весьма определенно (3-я Царств 2:10; 3-я Царств 11 и др.). То же, хотя и менее конкретно, говорится о месте захоронения израил. царей (3-я Царств 16:6:28; 3-я Царств 22:37; 4-я Царств 10 и др.). Ср. цар. саркофаги в Библе (Гевал), которые были обнаружены внутри гор. стен.

II. При раскопках в Палестине учеными было найдено множество Г., следов сожжения трупов при этом обнаружено не было. В ВЗ говорится о сожжении как о виде смертной казни (Бытие 38:24; Левит 20:14) или как о способе ее ужесточения (Иисус Навин 7:25); исключением стало сожжение тел царя Саула и его сыновей, кости которых остались целыми и были погребены (1-я Царств 31:12). В Израиле тела умерших предавали земле, из которой их сотворил Бог.

III. ОСНОВНЫЕВИДЫ ГРОБНИЦ:

1) древнейшими Г. являются СКАЛЬНЫЕ Г., устроенные в пещерах. Они размещались в одной или нескольких пещерах, естественных или обработанных человеком; попасть в них можно было по пологому спуску. Пример такой Г. – цар. усыпальница в Гезере (Газере);

2) в ШАХТНЫХ Г., представляющих собой модификацию скальных, к склепу ведет вертикальный вход, причем шахта и склеп нередко разделены либо могильной плитой, либо большим камнем;

3) Г., вырубленные в породе, называются СВОДЧАТЫМИ, часто они имеют ведущую вниз лестницу;

4) в начале железного века получили распространение СКАМЕЕЧНЫЕ Г.: тело умершего покоилось в склепе на возвышении у стены, сделанном наподобие скамьи;

5) иногда в захоронениях встречаются ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ, в которых обычно покоятся детские останки. Учеными не обнаружены на них какие бы то ни было признаки насильственной смерти, поэтому эти находки не считаются свидетельствами жертвоприношений детей;

6) в новозаветное время Г. помимо собственно склепа часто имели переднее помещение. В ШТОЛЬНЕВЫХ Г. тела умерших лежали в узких горизонтальных отсеках, которые вырубались в скальной породе и имели выход в главное помещение. Найденные в Гезере подобные Г. имеют размеры 0,5 х 0,5 х 1,75 м. Не исключено, что по истечении некоторого времени штольни главного помещения освобождались, и оставшиеся кости в специальных сосудах (лат. оссуарии) переносили в меньшие по размеру штольни, располож. в этой же гробнице;

7) наиб. распространенными в рим. период были КОРЫТООБРАЗНЫЕ Г. В стенах главного помещения, вход в которое закрывал большой круглый камень (см. От Матфея 27:60), вырубались три ниши. В них находились скамьи (см. От Иоанна 20:5-7) или своеобразные открытые саркофаги. Чтобы затруднить вход в Г., желоб, по которому двигался камень, часто вырубался под углом;

8) позднее получил распространение обычай расписывать Г. В эллинистич. эпоху на плитах, закрывающих вход в штольневые Г., делали надписи – имена умерших или предупреждение «Не открывай!» Подобные предостережения встречаются на оссуарии царя – Азарии (Озии) и в скальной Г. – Севны.