Грех Библейская Энциклопедия Брокгауза

Грех I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, которые переводятся как Г. или грешить:

1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или «упущение» истинной цели;

2) паша (глагол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;

3) ава, прежде всего, означает «кривить», «искривлять». Производное от него сущ. авон следует понимать как «кривду», «уклонение», «преступление»;

4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, «заблуждение». В отличие от рус. слова «грех», эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., который в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение – как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, – по своей сути Г. всегда означает: «Тебе единому согрешил я» (Псалтирь 50:6). Т.о., для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. «грех есть беззаконие» – 1-е Иоанна 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия «грех» невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.

Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:

1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди – Исход 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исход 30:38; Левит 7:25; 1-я Царств 2:17). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Аггей 2:10-13);

2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исход 20:12). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2-я Царств 12:7-12; Амос 5:21-24);

3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник – это человек без Бога.

В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в част. книга Левит, не описывает происхождения зла ⇒ зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, который напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое «я» восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. «я». Грехопадение – это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (К Римлянам 5:12).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он – тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной которому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (От Иоанна 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие «первородный грех» или «наследственный грех».

Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей «действующей силе», помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или «власти тьмы» (К Колоссянам 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1-е Коринфянам 13:5: треч-оулогидзетаи – «не размышляет» о зле, в Синод, пер. – «не мыслит зла»). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. – это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам – «быть виновным» – особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Левит 4:13:22) и сознательными (Числа 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; Псалтирь 50:7). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. Н3, это только временная возможность уйти от суда, который выносит приговор Г. Но и здесь Г. – это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи – жить как Божие создание.

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:

1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. «промахнуться» и «упущение». Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деяния 2:38; К Евреям 1:3), греховная сущность человека (От Иоанна 9:41; 1-е Иоанна 1:8) и персонифициров. власть Г. (К Римлянам 5:12; К Галатам 3:22; К Римлянам 512);

2) реже в НЗ встречается слово хамартема, которым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа – беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.

Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:

1) примечат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., который для Него – реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния – это преодоление Г. и спасение от него (От Матфея 9:13; От Луки 5:8). ⇒ Искупление, ⇒ Прощение, ⇒ Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (От Марка 1:15), для наступления которого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, которая вернет грешника в Его дом (От Луки 5:10). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (От Матфея 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (От Иоанна 1:29:36; 1-е Иоанна 1:7). Этим он дарует человеку полную свободу (От Иоанна 8:34:36). Своей деятельностью Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (От Иоанна 9:41). Отвергающий Его избирает смерть (От Иоанна 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1-е Иоанна 1:9);

2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (От Луки 15:11). Г. – это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;

3) Иисус – это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (От Иоанна 8:21:24). Проклятие.

В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:

1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1-е Коринфянам 15:9; 1-е Тимофею 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;

2) Г. пришел в мир через Адама (К Римлянам 5:12), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. – сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, который приступает к человеку как искуситель (От Матфея 4:1-11; Откровение 12:9).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (К Римлянам 5:12), и теперь Г. живет в нем (От Матфея 15:19; Иакова 1:14);

3) Г. несет с собой смерть (К Римлянам 6:23), которая также свидетельствует о подверженности человечества Г. (1-е Коринфянам 15:56). След., Г. – это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность – это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением которой и являются отдельные Г.;

4) наконец, существует еще одна сила, которая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (К Римлянам 5:13; К Галатам 3:19), который является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (К Римлянам 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем «плотском» бытии (- Плоть) человек – это проданный Г. раб (К Римлянам 7:14), Г. владеет им;

5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (К Римлянам 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2-е Коринфянам 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, «за нас» (2-е Коринфянам 5:21; ср. 1-е Коринфянам 15:3; К Галатам 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (К Римлянам 5:21). Иисус – вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (К Евреям 2:17;). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (К Римлянам 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (К Римлянам 6:13:18), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;

6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (К Римлянам 8:10), а ждет того (К Римлянам 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (К Римлянам 8:11; 1-е Коринфянам 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1-е Иоанна 1:7-10). ⇒ Беспорочный (невиновный).