Господь Господин Библейская Энциклопедия Брокгауза

Словами «Господь» и «господин» в Синод, пер. передаются различные евр. и греч. слова: 1) там, где в Синод, пер. употреблено слово «ГОСПОДЬ» (Бытие 2:4:9:16; Левит 16:1:8; Иеремия 33:1), в тексте оригинала, написанного на евр. языке, стоит имя Бога, читаемое как Яхве (Имена Бога). Это имя употребляется исключит. в отношении Самого Бога и встречается в ВЗ более 6 тыс. раз; 2) евр. слово адон ­­ «господин» в значении «собственник и властелин» – это титул, который принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику «всей земли» (Иисус Навин 3:11; Михей 4 – в Синод, пер. – «владыка»; Захария 4:14), но и человеку, напр. царю (3-я Царств 22:17; 2-я Паралипоменон 18:16; Иеремия 22:18; в Синод, пер. – «начальник»; «государь»), лицу, у которого находятся в услужении (Бытие 24:14:18), супругу (Бытие 18:12; Книга Судей 19:26; Псалтирь 44:12; Амос 4:1) и т.д.; 3) в отличие от слова адон, слово адонай ­­ «мой Господь» относится только к Богу как в обращении (Исход 4:10:13 и др.), так и в повествовании (3-я Царств 22 и др). В местах, подобных Иезекииль 13:9, в евр. тексте обращение к Богу выглядит как «мой Господь»; в Синод, же пер. местоимение «мой» опущено. При чтении Библии иудеи нередко заменяют имя Яхве словом адонай, дабы не согрешить против святого имени Бога и не повторять его слишком часто; 4): а) греч. слово кюриос ­­ Г., как и евр. адон, в первую очередь обозначает собственника или повелителя. Так, в НЗ встречаются «господин хозяин виноградника» (От Матфея 20:8; От Марка 12:9; От Луки 20:15), «господин жатвы» (От Матфея 9:38; От Луки 10:2), «господин хозяин дома» (От Марка 13:35), «господин субботы» (От Матфея 12:8; От Марка 2:28). кроме того, кюриос – это обращение слуги к своему хозяину (От Матфея 13:27;От Луки 13:8), к любому высокопостав. лицу (От Матфея 8:2:6:8; От Луки 5 и др.), а также обращение учеников к учителю (От Матфея 8:25; От Луки 9:54; От Иоанна 11 и др). У греч. язычников слово кюриос употреблялось в отношении божеств, а также императора или царя, которому оказывали божеств, почести (Деяния 25:26; в Синод, пер. – «государь»); б) слово «Господь» как с артиклем (го кюриос. От Матфея 5:33; От Марка 5:19; Деяния 7:33; 2-е Тимофею 1:16:18 и др.), так и без артикля (От Матфея 1:22; От Марка 13:20; К Евреям 7 и др.) обозначает титул или имя Бога. Это нашло подтверждение в Септуагинте, где слова адонай и «Яхве» переданы как кюриос, в) после воскресения Иисуса Его называют «Господом всех» (Деяния 10:36), Г. «над мертвыми и живыми» (К Римлянам 14:8.), перед именем Которого «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (К Филиппийцам 2:10). Первым это исповедание, исповедание Церкви, произносит Фома (От Иоанна 20:28).