Город Библейская Энциклопедия Брокгауза

Город I. Слово «город» (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Числа 32:41), а также от неогороженных сел (Иисус Навин 15:32.; Неемия 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Второзаконие 28:3).

II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Бытие 4:17) и Нимрод (Бытие 10:8-12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, – Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).

III. 1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Исаия 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строительства Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Иисус Навин 11:13; От Матфея 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон, Капернаум, Самария, Сихем; ср. ⇒ Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время – крепостями, где могло укрыться население (ср. Неемия 11:25; Иезекииль 38:11);

2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строительством крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выс. – 5–10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у которых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь ( ⇒ Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Псалтирь 117:19; Притчи 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иеремия 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3-я Царств 20:34; Неемия 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в Иерусалиме (4-я Царств 20:20; Исаия 7 – Силоам) или водосборники (⇒ камень Меши). В эллинистич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., – Иерихон; ср. От Луки 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (Иерусалим, Самария);

4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1-я Царств 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие Торжище). Во главе гор.управления, согл. Закону Моисея, стояли старейшины, судьи, чиновники и писцы (ср.Второзаконие 16:18), которые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3-я Царств 22:26; 4-я Царств 23:8; 2-я Паралипоменон 18:25; Неемия 3:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2-я Царств 18:24; 4-я Царств 9:17.), в то время как «стражи» заботились о порядке в самом Г. (Псалтирь 126:1; Песнь 3 и проч). В Иезекииль 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами. или дуумвирами греч. стрйтегой. Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или «городские служители» (Деяния 16:35:38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, «политарх» (Деяния 17:6:8, в Синод, пер. – «городские начальники»), Эфесом, городом с мировой известностью – блюститель порядка, «грамматеус» (Деяния 19:35).

IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: «города там большие и с укреплениями до небес» (Второзаконие 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при котором население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое строительство в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население (3-я Царств 9:15:20). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидетельствуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строительство дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.

V: 1) название Г. нередко дает сведения о:

а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. «высота» – город, располож. на горе, холме; «авел» – луг, речная долина (2-я Царств 20:15), «эйн» (в Синод, пер. иноща – «ен») или «аин» – «источник» (Иисус Навин 15:34), «беер» (в Синод. пер. – «вир») – «колодец» (Иисус Навин 15:28),"Эмек» (в Синод, пер. – «емек») – «долина» (Иисус Навин 18:21);

б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия ­­ «дом смокв»; Махалев ­­ «тучность»; Вифсаида ­­ «дом рыбной ловли»; Вифлеем ­­ «дом хлеба»;

в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим ­­ «рога Астарты»; Беф-Дагон ­­ «дом Дагона»; Иерихон ­­ «лунный»;

г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь «кесаря» (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название «Себастия» также в честь – Августа;

2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как «город» (От Матфея 21:17; От Луки 19:41).

VI. См. отдельные статьи о важнейших городах, например ⇒ Вавилон, ⇒ Беф-Сан, ⇒ Дамаск, ⇒ Иерусалим, ⇒ Мегиддо, ⇒ Самария, ⇒ Сихем и проч., а также ⇒ Города-убежища, ⇒ Левиты, ⇒ Небесный Иерусалим.