Голод Библейская Энциклопедия Брокгауза

Голод и жажда: 1) в отличие от добровольного поста, Г. и Ж. – это вынужденные страдания из-за отсутствия пищи и воды. Для Ближнего Востока с его пустынями и полупустынями нехватка воды и связанные с этим Г. и Ж. были обычным явлением (2-я Царств 17:29). Библия говорит о ложных чувствах утоления этих потребностей во сне; проснувшись, человек вновь ощущает Г. и Ж. (Исаия 29:8). Выдержавшие испытание Г. и Ж. воздают благодарность Богу за то, что Он насытил и напоил их (Псалтирь 106:5:9). Господь спас от жажды Агарь и Измаила в пустыне (Бытие 21:15-19), Он напоил ⇒ Самсона после его победы над филистимлянами (Книга Судей 15:18). Бог создал источники, в которых дикие звери утоляют жажду (Псалтирь 103:11); Он насыщает алчущих (Псалтирь 145:7; От Луки 1:53) и не допускает «терпеть голод душе праведника» (Притчи 10:3);

2) Бог вновь и вновь призывает накормить алчущих и напоить жаждущих (Исаия 21:14:10; Иезекииль 18:16; От Матфея 25:35:37), в том числе и врагов (Притчи 25:21; К Римлянам 12:20). Отказывающийся сделать это становится виновным и навлекает на себя суд (Иов 22:7; От Матфея 25:42:44). Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общество Господне, потому что они не встретили израильтян с хлебом и водой, когда те шли из Египта (Второзаконие 23:3). С др. стороны, и чаша холодной воды не останется без воздаяния (От Матфея 10:42; ср. Притчи 25:25). Г. и Ж. упоминаются в НЗ среди лишений, которые приходилось терпеть ап. Павлу (1-е Коринфянам 4:11; 2-е Коринфянам 11:27; К Филиппийцам 4:12). Для утоления Г. и Ж. Закон разрешал есть чужой виноград и срывать колосья с чужого поля (Второзаконие 23:24.;От Матфея 12:1). Считалось бесчеловечным заставлять голодного носить снопы (и не иметь возм. утолить голод) (МТ; в Синод, пер. – «голодных кормят колосьями») и не позволять топчущему виноград утолять жажду (Иов 24:10.);

3) отсутствие дождей и неурожаи приводят к голоду (От Луки 15:14). По этой причине Авраам отправился в Египет (Бытие 12:10), здесь же на семь голодных лет нашел прибежище и Иаков со своим семейством (Бытие 4146). Предсказания о грядущем голоде подвигли христиан древней Церкви, обращенных из язычников, оказать помощь церкви в Иерусалиме (Деяния 11:28-30). Во времена войны господствуют «голод и меч» (Исаия 51:19; Иеремия 5:12) и, как следствие их, – моровая язва (чума) (Иеремия 27:8). Для осажденного города Г. и Ж. становятся опаснее, чем оружие врага (4-я Царств 6:25; 2-я Паралипоменон 32:2:4:11). Они могут довести людей до крайности. Так, в Библии (Второзаконие 28:53-57; 4-я Царств 6:28.; Плач Иеремии 2:19.,9 и след.) говорится о случаях каннибализма, в часта., о том, что матери поедали своих детей. Поэтому в пророчествах Г. и Ж. всегда упоминаются как признаки совершения суда (Второзаконие 28:48; Исаия 5:13; Иезекииль 5:12:16.);

4) во время странствования по пустыне израильтяне избежали голодной смерти только благодаря помощи Бога, даровавшего им еду (перепелов, манну небесную) и воду (Числа 20:1-13). Израильтянам запомнилось, что в это время они не страдали от Г. и Ж.(Неемия 9:15:20; Псалтирь 77:15-29; Исаия 48:21). Утоление Г. и Ж. является приметой грядущего времени спасения (Исаия 41:17; ср. Откровение 7:16; Исаия 55:1; ср. Откровение 21:6). Но при этом речь идет не только об удовлетворении плотских потребностей. Вода, которую Бог стремится излить на жаждущих, есть не что иное, как Его Дух (Исаия 44:3). Эту живую воду дает Иисус, и тот, кто принял ее, не будет больше страдать от Г. и Ж. (От Иоанна 4:10-15-39). Неутоленный духовный голод по Божьей правде (От Матфея 5:6; От Луки 6:21), по Его слову (Амос 8:11:13) и по Самому Богу (Псалтирь 41:3) однажды будет утолен. Но тот, кто возводит хулу на Господа, лишает хлеба «душу голодную» и отнимает «питье у жаждущего́ (Исаия 32:6).