Голова Библейская Энциклопедия Брокгауза

Голова, глава. I. Слово «голова» часто встречаются в Библии как в прямом своем значении, так и в переносном: 1) в знак печали Г. опускали к земле, посыпали пылью (Иов 2:12) или пеплом (пепел) (2-я Царств 13:19; Плач Иеремии 2:10; Откровение 18:19; Неемия 9:1), остригали наголо (Иеремия 48:37; Иезекииль 7:18) или, напротив, покрывали ч.-л. (2-я Царств 15:30; Иеремия 14:4), или клали руки на Г. (2-я Царств 13:19; Иеремия 2:37); 2) женщина в обществ, местах должна была появляться не только с покрытой Г., но и с закрытым покрывалом лицом (Бытие 24:65; Песни Песней 5:7; 1-е Коринфянам 11:5). Обычай приношения молитвы с непокрытой Г., о котором говорит ап. Павел, противоречит иуд. правилам, согл. которым мужчины должны молиться с покрытой головой; 3) поднятая Г. означает проявление уверенности в себе и радости (Иов 10:15; Псалтирь 109:7; От Луки 21:28). «Возвысить чью-либо голову» (в Синод, пер. – «вывести») означало возвысить человека, оказать ему почести (4-я Царств 25:27). «Покачать головой вслед» к.-л. означало выразить презрение и подвергнуть насмешке (Исаия 37:22; От Марка 15:29).

II. Словосочетанием «голова и хвост» (Второзаконие 28:13:44; Исаия 9:14.) в ВЗ метафорич. обозначены люди знатные и незнатные, а также правители и подданные. «Собирать горящие угли на чью-то голову» означает делать добро врагу (Притчи 25:22; К Римлянам 12:20),это выражение стало общеупотребит.

III. Главами в Библии названы люди, занимавшие руководящие должности: главы колен Израилевых (МТ – Второзаконие 1:13:15), главы родов (поколений) (МТ – Исход 6:14), главы народа (Второзаконие 33:5), главы дома Иакова (Михей 3:1). Иеффай назван (в МТ) главой и вождем (Книга Судей 11:11). Упоминается также «глава иноплеменников» (Псалтирь 17:44).

IV. Понятие «глава» употребляется также для выражения отношений господства и подчинения, существующих в установленном Богом миропорядке. Так, Рецин назван главой Дамаска, а Дамаск – главой Арама (Сирии) (Исаия 7:8); «глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалии»: царь, столица, страна. В НЗ Христос, как победитель и владыка, назван «главой всякого начальства и власти» (К Колоссянам 2:10), как Спаситель – Главой тела Церкви (К Ефесянам 1 и след.; К Колоссянам 1:18). Соотв. порядку подчинен и отдельно взятый человек. В церкви и в браке мужчина – глава женщины (К Ефесянам 5:23.); Христос – глава мужчины, а Бог – глава Христа (1-е Коринфянам 11:3). ⇒ Муж ⇒ Женщина.