Гнев Библейская Энциклопедия Брокгауза

Гнев гневить. Человеч. Г. – это эмоциональная реакция, возникающая в тех случаях, когда затрагивается, нарушается или подвергается угрозе ч.-л. дорогое, особо ценное для этого человека. Г. направлен против того, кто виновен в этом нарушении, приносящем человеку моральный или материальный ущерб. Обиженный, в котором «закипает» Г., может разразиться бранью, в нем может проснуться жажда мести. Г. может вспыхнуть как внезапный порыв; он может найти свое выражение в словах или поступках человека, но может быть также подавлен усилием воли или осознанием его греховности. Там, где Г. живет в людях, он ведет к ненависти (⇒ Ненависть).

I 1) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ может легко превратиться в необузд. страсть, которая несет угрозу существованию другого человека (Бытие 4:5-45). Г. и грех тесно связаны между собой (Псалтирь 4:5; Иакова 1:19). Поэтому притчи предостерегают от проявлений Г. и рекомендуют сохранять самообладание (Притчи 12:16). Иисус запрещает гневить брата (От Матфея 5:22); Павел повторяет ветхозаветное предостережение из Псалтирь 4 и заповедует не хранить в сердце Г. до след. дня, т.е. немедленно выяснить его причины и устранить их (К Ефесянам 4:26). У верующих Г., как реакция плоти (К Галатам 5:20), не должен иметь места (К Ефесянам 4:31), особенно в молитве (1-е Тимофею 2:8). В К Ефесянам 6 Павел предостерегает отцов, призывая их не раздражать своих детей, чтобы не вызывать их Г. (К Ефесянам 6:4);

2) но бывает и такой Г., который Библия не осуждает: это те случаи, когда человек впадает в Г. перед лицом греха, оскорбляясь не за себя, а за попрание правды Божьей. Так произошло с Самуилом из-за самоволия Саула (1-я Царств 15:11.) и с Неемией из-за корыстолюбия иудеев (Неемия 5:6). Так гневался Моисей, когда Израиль отпал от Господа и отлил себе золотого тельца (телец) (Исход 32:19). Такой Г. свят и праведен (От Марка 3:5; ср. От Иоанна 2:14-17), но его целью должно оставаться спасение и обращение людей, на которых гневаются; Иисус запрещает Своим ученикам требовать их уничтожения (От Луки 9:54). Люди не должны считать себя исполнителями Г. Божьего, они могут лишь дать ему место (К Римлянам 12:19).

II 1) Библия постоянно говорит о том, что ГНЕВ БОЖИЙ, который возгорается от соприкосновения со злом и неправдой, пребывает с грешником (К Ефесянам 2:3) и грозит разразиться над теми, кто пренебрегает послушанием и милостью Божьей. Бог так возлюбил людей, что пожертвовал ради них Своим Сыном (От Иоанна 3:16), но Святой и Чистый гневается на все то, что противостоит Его сущности, и уничтожает то, что восстает против Него и Его установлений (Псалтирь 5:5-7). Поскольку присутствие Бога и общение с Ним исключает нечистоту, Он ненавидит зло и стремится подвигнуть человека к отстранению от греха, чтобы спасти его (Иезекииль 18:21-23). Но если человек не отстраняется от греха, то Г. Божий настигает и грех, и грешника (Исаия 9:11.; Наум 1:2);

2) люди ВЗ на себе познали Г. Божий (Числа 11:1; Иисус Навин 7:1; Книга Судей 3:8; Иеремия 52:3). Они знали, как он возгорается (Второзаконие 32:22; Исаия 30:27), а также то, что человек гибнет от Г. Божьего (Псалтирь 89:7), отвергнутый Богом (Псалтирь 26:7; ср. Иеремия 21:5-7). Г. Божий передвигает горы (Иов 9:5), и никто не может утолить его, если его разожгли грехи народа Божьего (Иеремия 17:4). Но этот гнев настигает и язычников (Иеремия 10:10; Псалтирь 109:5:6; Исаия 63:3). Отсюда становятся понятными как просьба, чтобы Бог отвратил Свой Г. (Исход 32:12; Псалтирь 84:6; Даниил 9:16), так и желание укрыться от него (Исаия 26:20), но вместе с тем и великая радость по поводу наличия обетования и осознания того, что Г. Божий длится лишь огранич. время (Псалтирь 29:6; Михей 7:18), в отличие от Его вечной милости;

3) так же отчетливо о Г. Божьем, грозящем всем безбожным и неправедным, говорит НЗ (От Луки 21:23; От Иоанна 3:36; К Римлянам 1:18; К Ефесянам 5:6; К Колоссянам 3:6; 1-е Фессалоникийцам 2:16). При этом выражения «день гнева» (К Римлянам 2:5; Откровение 6:17) и «будущий», «грядущий» Г. (От Матфея 3:7; От Луки 3:7; 1-е Фессалоникийцам 1:10) относятся к последнему Суду в конце времен (Откровение 20:11-15). В образном языке Откровения суд Божий явлен как чаша Г. Божьего, которую предстоит испить пораж.этим Г. (Откровение 14:10; ср. 25 и след.), и как семь чаш Г., которые Его ангелы изольют на созревшую для суда землю (Откровение 16). Но над тем, кто спасен верой в Иисуса Христа, уже не нависает угроза Г. Божьего, его уже не коснется суд, он обретет вечную жизнь (От Иоанна 5:24; 1-е Фессалоникийцам 5:9).