Глаз Библейская Энциклопедия Брокгауза

Глаз. Око I. ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА: Г. – орган зрения, наиб. полно воспринимающий внешний мир и передающий информацию душе человека. Г. человеч. ненасытимы (Притчи 27:20; Екклесиаст 1:8), и сердце следует за Г. (Иов 31:7). Поэтому Г. несут свет телу: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (От Матфея 6 и след.). Искушение начинается с Г. (Бытие 3:6; ср. 1-е Иоанна 2:16), а вожделеющий взгляд уже есть грех в сердце (От Матфея 5:28). О праведнике сказано, что он закрывает Г. свои, чтобы не видеть зла (Исаия 33:15). Иов заключил завет со своими Г., дабы не смотреть на девиц с вожделением (Иов 31:1). Но человек видит только то, что находится перед его Г. (1-я Царств 16:7); чтобы человек обрел проницательность. Бог, дарующий ему видящие Г. (Притчи 20:12), просвещает его очи (Псалтирь 12:4) и очи его сердца для познания (К Ефесянам 1:18), иначе человек, видя, не будет видеть (От Матфея 13:13), ибо Г. его останутся «сомкнуты». Но там, где Г. «удержаны» (От Луки 24:16), Господь откроет их, чтобы люди узнали Его, как это было с Агарью (Бытие 21:19) и Валаамом (Числа 22:31). Подкуп же, напротив, ослепляет Г. (1-я Царств 12:3). Г. сообщают внутреннему миру о внешнем и одновременно открывают то, что таится в сердце. Они могут быть добрыми (Притчи 22 – МТ: «человек с добрыми глазами будет благословляем»), гордыми, надменными, тщеславными (Псалтирь 17:28; Псалтирь 130:1; Притчи 6:17; Притчи 21:4; Исаия 10:12). Г. могут быть колючими от ненависти (Иов 16:9), они могут насмехаться (Псалтирь 34:19) и не замечать просящих подаяние (Притчи 28:27). Г. глупца устремлены на концы земли (Притчи 17:24). Подмигивание Г. служит тайному взаимопониманию (Притчи 6:13; Притчи 10:10; Притчи 16:30), Г. псалмопевца обращены на деяния Бога,а Г. рабов – на руки их господ (Псалтирь 122:2). Воз-вед. вверх Г. означают надежду и молитву, обращенную к Господу (Псалтирь 122:1), взывание к идолам (Иезекииль 33:25) или заносчивость (4-я Царств 19:22). От стыда и смирения люди не смеют поднять Г. и опускают их вниз (Ездра 9:6: Иов 22– МТ: «Он спасет опустившего глаза»; От Луки 18:13). Выражение «пред очами кого-либо» или «в очах кого-либо» означает «в присутствии кого-либо» (Бытие 23:11; Исаия 13:16; ср. Исход 10 и след.). кроме того, оно означает чье-л. собств. воззрение или мнение (Руфь 2:10; 1-я Царств 1:18; Иов 25:5). Тот, кто видит верный путь и ведет по нему (Иов 29:15), становится Г. слепого, а тот, кто указывает путь народу в пустыне, является Г. народа (Числа 10:31). Г. легко раним, и на этом построена притча о соринке и бревне в Г. (От Луки 6:41). Во многих изречениях использован образ зеницы ока,которую надо особенно беречь (Второзаконие 32:10; Псалтирь 16:8; Притчи 7:2; Захария 2:8). В Иез 24супруга пророка названа «утехой очей» его. Выражение «покрывало для очей» (Бытие 20:16) может означать также искупление несправедливости, делающей ее как бы невидимой для Г.

II. ОЧИ БОЖЬИ. В то время как Г. идолов «смотрят»,но не видят (Псалтирь 113:13; Псалтирь 134:16),от очей Господа, видящего в сердцах (1-я Царств 16:7), ничего нельзя утаить. Все открыто и обнажено перед Тем, Кому мы должны давать отчет (К Евреям 4:13), – все прошлое и грядущее (Псалтирь 138:16). Очи Его видят все пути сынов человеч. (Иов 24:23; Иеремия 32:19). Они смотрят на всю землю, чтобы помогать праведным (2-я Паралипоменон 16:9) и руководить ими (Псалтирь 31:8; ср. Псалтирь 122:2). Но очи Господа обращены и на грешников, которые предстанут перед Судом (Амос 9:4:8) и не будут помилованы Его оком (Иезекииль 5:11), как это случилось с израильтянами в пустыне (Иезекииль 20:17). В Захария 3:9; Захария 4 говорится о семи очах Господа, семь очей имеет и Агнец в Откровение 5:6. Ср. ⇒ Видеть ⇒ Вид ⇒ Лицо ⇒ Слепота ⇒Болезнь.

III. ПРОЧЕЕ. Как метафора, евр. слово айин, означающее Г., нередко используется в тексте оригинала для обозначения искрящегося вина (Притчи 23:31), поверхности земли (в Синод, пер. – «лице земли́» – Исход 10:5:15; Числа 22:5:11), источника (см. названия, в которые входит слово айин).