Гад Библейская Энциклопедия Брокгауза

Гад («счастье», «счастливая судьба»):

1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Бытие 30:10-13. Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Бытие 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Бытие 49:19; ср. Второзаконие 33 и след.);

2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Числа 1:25; Числа 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Числа 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере – с уделом полуколена Манассии (Числа 32:1-5; Второзаконие 3:12:16-29; Иисус Навин 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Ис Иисус Навин 21 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Числа 32:16-33; Иисус Навин 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Иисус Навин 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидетельство их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Иисус Навин 22:10-34). На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возможно, колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Книга Судей 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1-я Паралипоменон 5:10:18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1-я Паралипоменон 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2-я Царств 2 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2-я Царств 17:24:27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, которые вели цари Ахав и Иорам (3-я Царств 22:29; 4-я Царств 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4-я Царств 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4-я Царств 10 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1-я Паралипоменон 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4-я Царств 15:29; 1-я Паралипоменон 5:26), из которого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иеремия 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иезекииль 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откровение 7:5);

3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1-я Царств 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте которого позднее Соломон должен был построить храм (2-я Царств 24:11-19; 1-я Паралипоменон 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2-я Паралипоменон 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, который находился недалеко от Хеврона;

4) языч. бог счастья, имя которого, наряду с именем Мени, встречается в Исаия 65 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Иисус Навин 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Иисус Навин 15:37). ⇒ Гаддий ⇒ Гаддиил ⇒ Азгад.