Фарисеи Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деяния 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (К Филиппийцам 3:5). Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (Деяния 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (От Матфея 23:2), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (От Матфея 16:11), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иеремия 31:33; Иезекииль 36:26; ср. От Иоанна 3:8-10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (От Матфея 15:1; Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (От Матфея 15:7-9; От Матфея 23:13-29) и самолюбование (От Матфея 6:5:16; От Матфея 23:5-7; От Луки 18:11). Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние ( Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (От Луки 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в От Луки 10:29: «А кто мой ближний?»). Ф. были убеждены в том, что они – единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (От Иоанна 8:33-47), истинные ученики Моисея (От Иоанна 9:28), люди, духовно зрячие (От Иоанна 9:40). Это ложное убеждение делало их надменными (От Иоанна 7:48), властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (От Марка 3:22-30). Они ревностно поддерживали свой престиж (От Матфея 23:6; От Луки 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (От Матфея 23:13; От Луки 11:52), и вели обращенного ими язычника ( Прозелиты) к верной духовной смерти (От Матфея 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (От Иоанна 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (От Матфея 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. От Иоанна 3:10) или Гамалиил (Деяния 5:34).