Фаанах Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фаанах [(в совр. лит-ре – Таанах), вероятно, «заграждение» ], ханаан. город-гос-во (Иисус Навин 12:21; Книга Судей 5:19). Ф. вошел в удел Иссахара, но был передан колену Манассии (Иисус Навин 17:11; 1-я Паралипоменон 7:29), а затем выделен левитам (Иисус Навин 21:25). Колено Манассии сначала не могло овладеть им (Книга Судей 1:27). При Соломоне город относился к 5-ой адм. области (3-я Царств 4:12). Это совр. Телль-Таанак, располож. в 8 км юго-вост. Мегиддо. Ф. упоминается еще Тутмосом III. В док-тах архива ⇒ Телль-Амарны упоминается город Танука, который восставал против чиновников фараона. Раскопки, проводившиеся Селлином в 1902–1904 гг., принесли находки, относящиеся к бронзовому веку, когда Ф. переживал свой расцвет. Среди руин укрепл. дворца были обнаружены глиняные таблички; судя по текстам этих табличек, крепость называлась «дворец Иштар-Яшура», по имени властителя Ф., правившего в тот период. Лишь треть из упомянутых на этих табличках лиц названа ханаан. именами, имена остальных имели амор., аккад., егип. или не установл. происхождение, что указывает на очень смеш. состав населения города. Столь же «космополитичными» были и почитавшиеся там боги: Эль ( Ашера и Тешуп ( Хеттеи, IV), Адад и Ашират ( Ашера), Амон и Нергал. На вавил. глиняном цилиндре из Ф. некий Атанах-ил называет себя слугой Нергала. Эта смесь егип., ханаан. и вавил. элементов дает представление о многообразии культур и религий Ханаана, влиянию которых Израиль подвергся при покорении этой земли; это влияние продолжало сохраняться и в дальнейшем, особенно там, где хананеи не были изгнаны, как, напр., в Ф. (Книга Судей 1:27).