Ефрем (Ефраим) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ефрем (Ефраим) [евр. Эфрайим, вероятно, «плодородная земля» ]:

1) второй сын Иосифа, которого родила в Египте Асенефа, дочь Потифера, незадолго до наступления семи засушливых лет (Бытие 41:50:52). Иаков, приняв обоих сыновей Иосифа, уравнял их со своими собств. сыновьями и благословил Е. как первородного вместо Манассии (Бытие 48:5:8-20). Поэтому потомки Иосифа причисляются к двум коленам. С Рувима первенство было перенесено на Иосифа (1-я Паралипоменон 5 и след.). В благословениях Иакова (Бытие 49:22-26) и Моисея (Второзаконие 33:13-17) Е. и Манассия объединены вместе как потомки Иосифа. Многие из сыновей Е. погибли во время грабительского набега на Геф, предпринятого с тер. Египта (1-я Паралипоменон 7:20-23);

2) потомки Е., сына Иосифа, и их удел. Это колено было одним из самых малочисленных. За время странствования по пустыне его численность сократилась с 40 500 (Числа 1:33) до 32 500 пригодных к воен. службе мужчин, хотя колена Е. и Манассии вместе еще превышали по численности колено Иуды (Числа 26:22:34:37). При передвижении израил. стана Е. вел те колена, которые располагались к западу от скинии; здесь были также колена Манассии и Вениамина. Они снимались с места вслед за левитами, несшими скинию (Числа 2:18-24; Псалтирь 79:3). При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли – от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере – Манассии (Иисус Навин 16:9; Ис Иисус Навин 17 и след.). В уделе Е. левитам был предоставлен Сихем и три других города, из которых Гезер (Газер) оставался во власти хананеев (Иисус Навин 16:10; Иисус Навин 21:20-22). Зато город Вефиль ефремлянам удалось завоевать, возможно, не без помощи колена Манассии (Книга Судей 1:22:25). Когда оба колена пожаловались Иисусу Навину на то, что их уделы малы, он призвал их вырубить лес у горы Ефремовой (Иисус Навин 17:14-18) – на части тер. горной страны, попавшей в удел Ефрема (Книга Судей 2:9; Книга Судей 4:5; 3-я Царств 4:8). Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Числа 13:9:17; Ис Иисус Навин 19 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Е. (Иисус Навин 18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Варак разгромил Сисару не без помощи ефремлян (Книга Судей 5:14). Когда же Гедеон не позвал их на битву с мадианитянами, пригласив лишь преследовать разбитых врагов, ему пришлось столкнуться с гневом ефремлян, который он смог погасить разумными доводами (Книга Судей 7Книга Судей 8:3). После победы Иеффая над аммонитянами новое возмущение ефремлян привело к трагедии, поскольку галаадитяне взялись за оружие и нанесли ефремлянам сокрушит. поражение (Книга Судей 12:1-6). Данный текст также сообщает об особенности произношения ефремлян, связанной с диалектом, на котором они говорили, – ефремляне не выговаривали звук «ш», и по этому признаку галаадитяне выявляли уцелевших после битвы врагов, предлагая им в качестве проверки произнести слово «шибболет», которое у ефремлян звучало как «сибболет» (Книга Судей 12:6). В периоды царствования Саула и ⇒ Давида Е. стоит на стороне прочих сев. колен, впрочем не особенно проявляя себя (2-я Царств 2 и след.; 1-я Паралипоменон 12:30). Только после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем цар. городом (3-я Царств 12:1:16:25), Е. вновь приобретает влияние. Первый царь Северного царства Иеровоам и пророк Ахия были ефремлянами (3-я Царств 11:26:29). К полит. разногласиям добавились религ. Одно из золотых скульптурных изображений тельца Иеровоам установил в Вефиле (3-я Царств 12 и след.). Господствующее положение колена Е. на севере позволяло пророкам использовать имя «Е.» для обозначения Израильского царства в целом (Исаия 7:5:9; Исаия 17:3; Осия 4:17; Осия 9:3:11:16; Захария 9:10). Завоевав в 722 г. до Р.Х. Самарию, ассирийцы увели ефремлян в плен, из которого не все они вернулись. Люди из колена Е., еще остававшиеся на тер. бывшего Израильского царства, смеялись и издевались над гонцами Езекии, которые приглашали их в Иерусалим на праздник Пасхи (2-я Паралипоменон 30:1:10). Езекия приказал уничтожить изображения ⇒ Астарты и языч. жертвенники «в земле ... Ефремовой» (2-я Паралипоменон 31:1). Также поступил позднее и Иосия. кроме того, этот царь принудил ефремлян сделать пожертвования на ремонт Иерусалимского храма (2-я Паралипоменон 34:6:9). Некоторые ефремляне жили после возвращения из вавил. плена в Иудее (1-я Паралипоменон 9:3). Пророки возвестили окончат. воссоединение колен Е. и Иуды (Исаия 11:13; Иезекииль 37:16-19), и Иезекииль в своем предсказании выделил колену Е. удел в земле обетованной между коленами Манассии и Рувима (Иезекииль 48:5). Однако в Откровении имя Е. не упоминается. Там наряду с Манассией (Откровение 7:6) назван Иосиф;

3) город вблизи Ваал-Гацора (2-я Царств 13:23), тождеств. Ефрону (2-я Паралипоменон 13:19) и Офре Вениаминовой (Иисус Навин 18:23; 1-я Царств 13:17). Сегодня это место, располож. в 7 км сев.-вост. Вефиля, называется Эт-Тайджибе; но существуют и другие предположения относит. местонахождения Е. Ефраим «близ пустыни» (От Иоанна 11:54) – это, по-видимому, тот же Эт-Тайджибе. Под пустыней в данном случае следует понимать долину Иордана. Е. был расположен к вост. от главной дороги, ведшей из Иерусалима на север. ⇒ Офра.