Елам Библейская Энциклопедия Брокгауза

Елам [евр. Элам]:

1) названный первым сын Сима (Бытие 10:22; 1-я Паралипоменон 1:17), потомки которого населяли плоскогорья сев.-вост. и вост. Вавилона;

2) гос-во Е. (в совр. лит-ре – Элам) прошло долгий, богатый переменами ист. путь, отмеченный продолжит. враждебным противостоянием Вавилонии. Эламский царь Кедорлаомер в союзе с царями трех менее влиятельных вавил. царств предпринял поход против Палестины, но был разбит Авраамом (Бытие 14:1-16). В 1764 г. до Р.Х. вавил. царь Хаммурапи покорил Элам, но касситы, свергшие династию Хаммурапи и установившие свое господство над Вавилоном (прим. 1530–1160 гг. до Р.Х.), вновь пали жертвой эламитов. При этом черный каменный блок (высотой превышающий человеч. рост), на котором были высечены законы Хаммурапи, был доставлен в столицу эламитов Сузы, где его обнаружили в 1902 г. После того как в 1137 г. до Р.Х. Вавилон вновь сломил власть Элама, сведения об эламитах появляются только в VIII и VII вв. до Р.Х. Теперь они выступают как враги Ассирии и неоднократно терпят от нее поражение. Отряды эламитов входят в состав ассир. войска, подступившего к Иерусалиму (Исаия 22:6); уведенные в плен израильтяне попали и в Элам (Есфирь 2 и след.; Исаия 11:11). Окончат. завоевав Сузы в 639 г., Ашшурбанапал переселил часть эламитов в Самарию (Ездра 4 и след.), где позднее они пытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В период заката Ассирии эламиты попадают под власть мидян и персов и участвуют вместе с ними в покорении Вавилона в 539 г. до Р.Х. (Исаия 21:2:9). Перечисляя павших воинов тех народов, которые были побеждены вавил. царем Навуходоносором, Иезекииль упоминает и эламитов (Иезекииль 32:24:25). В Персидском царстве Элам стал одной из провинций, а г. Сузы – одной из двух столиц (ср. Даниил 8:2). Дарий I Великий (Гистасп) подавил восстание эламитов, о чем он сообщает в выбитой по его приказу наскальной надписи на трех языках, открытой в Бехистуне. Суд над Е. в Иеремия 49:34-39 заканчивается обетованием Господа возвратить плененных эламитов. Среди чужеземцев, слушавших в Иерусалиме проповедь Петра в день Пятидесятницы, находились и эламиты (Деяния 2:9);

3) левит, сын Мешелемии, привратник ковчега завета во времена Давида (1-я Паралипоменон 26:3);

4) вениамитянин, сын Шашака, живший в Иерусалиме (1-я Паралипоменон 8 и след.);

5) израильтянин, 1254 потомка которого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (1Езд. 2:7; Неемия 7:12) и еще 71 – с Ездрой (1Езд. 8:7). К этому семейству, вероятно, принадлежали поддержавший Ездру Шехания (1Езд. 10:2) и шестеро израильтян, расставшихся со своими иноплем. женами;

6) второй израильтянин, из потомков которого также вернулись вместе с Зоровавелем из плена 1254 человека (1Езд. 2:31; Неемия 7:34); обращает на себя внимание совпадение чисел, но речь идет о 1254 потомках другого Е., что подчеркнуто в тексте;

7) израильтянин, во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать закон (Неемия 10:15);

8) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены (Неемия 12:42).