Еда, пища, есть, вкушать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Еда, пища, есть, вкушать: 1) для поддержания жизненных сил человеку необходима пища, и Бог «дает пищу всякой плоти» (Бытие 2:9; Псалтирь 135:25). От того, как человек относится к Богу, зависит, будет ли он есть хлеб в поте лица своего и в печали (Бытие 3:19; Псалтирь 126:2) или в благословении (Притчи 13:25; От Матфея 6:31-33). Вкушение пищи подчинено установленному Богом порядку. Адаму было запрещено есть от древа познания (Бытие 2:17; Бытие 3:6). Господь запретил израильтянам употреблять в пищу кровь (Бытие 9:4; Левит 17:10-14), а также тук жертв. животных (Левит 7:23-27). Во время Пасхи нельзя было есть хлеб, приготовленный на закваске (Исход 12:15). Закон различает чистых животных, мясо которых можно употреблять в пищу, и нечистых, мясо которых есть нельзя (Левит 11:1; ⇒ Чистота, нечистота). В НЗ запрет (⇒ Пищевые запреты) на употребление в пищу крови и удавленины остается в силе, что делает возможным совместные трапезы между христианами, обращенными из иудеев и из язычников (Деяния 15:29). О других предписаниях в отношении Е. в НЗ ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (К Римлянам 14:1; 1-е Коринфянам 8:1; 1-е Коринфянам 10:25-31; 1-е Тимофею 4:1-5; ср. К Евреям 13:9). Иногда от Е. следует воздержаться (Бытие 24:33), особенно ради общения с Господом (Исход 34:28; От Матфея 11:18; Деяния 9:9; ⇒ Пост). Относит. вынужденного голодания ⇒ голод и жажда;

2) совместная с гостем трапеза означает, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (От Матфея 9:11). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2-я Царств 9:7; 3-я Царств 2:7; 4-я Царств 25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Псалтирь 40:10; Авдий 1:7; От Марка 14:18; От Иоанна 13:18);

3) как у иудеев, так и у язычников религ., или жертвенная, трапеза (⇒ Жертва) являлась выражением тесного взаимного общения (Исход 32:6; Числа 25:2). Израил. старейшины ели и пили пред Господом (Исход 24:11), и весь народ должен был есть пред Господом и веселиться (Второзаконие 12:7). Это установление нашло продолжение в последней вечере Иисуса с Его учениками (От Матфея 26:26-28), в трапезе, которую ученики разделили с Воскресшим (От Иоанна 21 и след.; Деяния 10:41), и в церк. традиции, где она превратилась в ⇒ Вечерю Господню (1-е Коринфянам 10:14-21; 1-е Коринфянам 11:20-34). Вечеря Господня служит провозвестием трапезы в Царстве Божием (От Луки 14:15; От Луки 22:30);

4) в переносном смысле в Библии говорится о вкушении «плодов путей своих и помыслов» (Притчи 1:31) и «плодов дел своих» (Исаия 3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Псалтирь 140:4). кроме того, «вкушать» означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Исаия 55:1-3; 1-е Коринфянам 10:3; Откровение 2:7:17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (От Иоанна 6:54-56): «ядущий Меня жить будет Мною». Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, которое им предстоит возвещать (Иезекииль 3:1-3; Откровение 10 и след.);

5) часто в Свящ. Писании употребляется словосочетание «есть и пить». Прежде всего оно означает обычный прием пищи (Руфь 3:3; 2-я Паралипоменон 28:15; От Матфея 11:19), совместное проживание (От Луки 13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Екклесиаст 2:24; Екклесиаст 3:13). Но кроме того, это означает легкомысленное, беззаботное существование (Бытие 39:6) и напрасную уверенность (От Луки 12:19; От Луки 17 и след.) или полное погружение в удовольствия (Исаия 22:13; 1-е Коринфянам 15:32). В К Римлянам 14 Павел выступает против ложной оценки значения Е. и питья для духовной жизни. ⇒ Трапеза ⇒ Сытый ⇒ Напиток.