Евангелие от Луки Библейская Энциклопедия Брокгауза

Евангелие от Луки I. СМ. ВСТУПЛЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ

II. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ.

Несмотря на то общее, что объединяет третье Евангелие с Ев. от Матфея и Ев. от Марка, в нем просматриваются три отличит. особенности. Его автор, Лука, не был, подобно Матфею или Иоанну, свидетелем описываемых событий, не записывал рассказы очевидцев, как, предположит., это делал Марк. Он собирал материал, исследовал его, а затем излагал в определ. последовательности. Его труду мы обязаны теми важными свидетельствами, которые содержатся только в его рассказе: о благовещении, о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса (От Луки 1; От Луки 2), о встрече Иисуса с грешницей (От Луки 7:36-50). Только в Е. от Л. приводятся притчи о милосердном самарянине (От Луки 10:29-37), о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне (От Луки 15) и о фарисее и мытаре (От Луки 18:9-14), рассказ об обращении Закхея (От Луки 19:1-10), слово утешения, обращ. к разбойнику (От Луки 23:39-43), а также разговор воскресшего Иисуса с учениками на пути в Еммаус (От Луки 24:13-35). Все эти эпизоды имеют особое значение как для христ. проповеди, так и для пастырского попечения;

2) АВТОР. Дошедшие до нас сведения указывают на то, что автором этого Евангелия, как и автором книги ⇒ Деяния апостолов, был ⇒ Лука: в качестве такового он повсеместно и бесспорно признавался уже с середины II в.;

3) НАПИСАНИЕ. Исходя из посвящения, можно предположить, что в то время, когда писалось Е. от Л., были распространены не только многочисл. устные предания об Иисусе, но предпринимались попытки письм. изложения Евангелий в том виде, как их передавали люди, «бывшие очевидцами и служителями Слова» (т.е., вероятно, апостолы). Лука не ограничивается лишь описанием обществ. деятельности Иисуса, а излагает также ее предысторию. Установить, насколько широко Лука использовал письм. источники, невозможно; как сподвижник Павла, он мог общаться с апостолами и другими свидетелями. Говоря о связи Е. от Л. с ⇒ Евангелием от Марка, следует иметь в виду следующее: Марк, вероятно, был вместе с Петром в Риме (1-е Петра 5:13) в то же время, когда там находился и Лука, ожидавший освобождения Павла из-под ареста; т.о., Лука без особых затруднений мог получить от Марка нужные ему сведения. При установлении времени написания книги решающим является вопрос о том, можно ли предположить, что предназнач. для Церкви сочинение могло быть написано после разрушения Иерусалима без всяких указаний на столь важное для христиан событие. Даже если Е. от Л. обходит этот вопрос, то написанные позднее Деяния апостолов вряд ли умолчали бы об этом. След., обе книги были написаны до 70 г., а возможно, еще до 46 г. по Р.Х. (⇒ Деяния апостолов, I,3);

4) АДРЕСАТ. Е. от Л. (От Луки 1:3), как и Деяния апостолов (Деяния 1:1), обращено к некоему Феофилу. Из этого, однако, не следует, что обе книги имели характер только личных наставлений. Титул кратистос («достопочтенный»), с которым Лука обращается к Феофилу, указывает на то, что это был высокопост. и состоят. человек. В то время было принято, что на службе у таких лиц состояли особые рабы – переписчики. Если такому господину посвящалась к.-л. книга, то ожидалось, что он позаботится как об изготовлении списков с нее, так и об их распространении. След., Е. от Л. было предназначено для более широкого круга читателей, вероятно, живших в Италии, поскольку в повествовании слишком подробно описаны места, хорошо известные каждому жителю Палестины (От Луки 1:26; От Луки 4:31; От Луки 8:26; От Луки 24:13). кроме того, известно, что книги ВЗ, перевед. на греч. яз., были распространены и в среде неевреев. Вероятно, Феофил был знаком с этими книгами, поскольку выражения типа «священник из Авиевой чреды» (От Луки 1:5) были ему понятны;

5) ПОДЛИННОСТЬ. Е. от Л. было повсеместно распространено и признано уже во II в. по Р.Х. Об этом свидетельствуют не только отцы Церкви (Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан), но и еретики (Василид, Валентин, Маркион), цитирующие его в своих сочинениях. Никогда не было возражений и против включения этого Евангелия в канон Свящ. Писания.

III. СОДЕРЖАНИЕ

1) КОМПОЗИЦИЯ

I. Явление Спасителя мира (От Луки 1От Луки 3:38).

А. Оповещения (От Луки 1:5-56):

1) возвещение о рождении предтечи (От Луки 1:5-25);

2) возвещение о рождении Спасителя (От Луки 1:26-38);

3) свидание Марии с Елисаветой (От Луки 1:39-56).

Б. Рождение (От Луки 1От Луки 2:40):

1) рождение предтечи (От Луки 1:57-80);

2) рождение Спасителя (От Луки 2:1-20);

3) чающие утешения Израилева (От Луки 2:21-40).

В. Подготовка Иисуса к служению (От Луки 2От Луки 3:38).

II. Деяния Спасителя (От Луки 4От Луки 11:13).

А. Призвание учеников (От Луки 4От Луки 6:49):

1) начало служения Иисуса в Галилее (От Луки 4От Луки 5:26);

2) споры с фарисеями (От Луки 5От Луки 6:11);

3) избрание двенадцати и проповедь Иисуса (От Луки 6:12От Луки 6:49).

Б. Подготовка учеников к проповеди (От Луки 7От Луки 9:9):

1) спасение для всех через веру (От Луки 7:1-35);

2) уроки для народа и учеников (От Луки 7От Луки 8:25);

3) исцеление одержимого бесами (От Луки 8:26-39);

4) воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины (От Луки 8:40-56);

5) Двенадцать направлены на проповедь (От Луки 9:1-9).

В. Ободрение учеников (От Луки 9От Луки 11:13):

1) наставление (От Луки 9:10-27);

2) преображение (От Луки 9:28-36);

3) враги (От Луки 9:37-62);

4) семьдесят учеников направлены на проповедь (От Луки 10:1-24);

5) непонимание со стороны законника и Марфы (От Луки 10:25-42);

6) поучения о молитве (От Луки 11:1-13).

III. Подготовка к решающей схватке (От Луки 11От Луки 13:35).

А. Начало противостояния (От Луки 11От Луки 13:25):

1) основополагающие вопросы (От Луки 11:14-54);

2) призывы и предостережения (От Луки 12:1-59);

3) наставления народу (От Луки 13:1-35).

Б. Обострение противоречий (От Луки 14От Луки 16:31):

1) обличение лицемеров (От Луки 14:1-35);

2) три притчи об обретении пропавшего (От Луки 15:1-32);

3) поучения о богатстве (От Луки 16:1-31).

В. Корни неверия (От Луки 17От Луки 18:30).

IV. В цитадели противника (От Луки 18От Луки 24:53).

А. Духовное противоборство (От Луки 18От Луки 21:38):

1) путь Иисуса в храм (От Луки 18От Луки 19:48);

2) нападки на Иисуса (От Луки 20:1-40);

3) обличение Иисусом Своих противников (От Луки 20:41От Луки 21:38).

Б. Кульминация (От Луки 22От Луки 24:53):

1) последние часы с учениками (От Луки 22:1-46);

2) в руках человеч. (От Луки 22От Луки 23:25);

3) распятие (От Луки 23:26-56);

4) Победитель (От Луки 24:1-53).

2) ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Ключ к пониманию Е. от Л. содержится во вступит. главах (От Луки 13). В этом разделе четыре раза встречается слово «Спаситель» [греч. сотэр], которое еще лишь один раз встречается в Ев. от Иоанна, и трижды слово «спасение» [греч. сотэриа], которое также еще один раз использует Иоанн. Дух Марии возрадовался о Боге, ее Спасителе, избравшем ее матерью Своего Сына (От Луки 1:47); ангелы возвещают пастухам о том, что родился Спаситель (От Луки 2:11); Симеон благодарит Бога за то, что ему позволено увидеть спасение Божье (От Луки 2:30); Иоанн Креститель возвещает обетование, что всякая плоть «узрит спасение Божие» (От Луки 3:6). Это возвещение о Спасителе и спасении приобретает усиленное значение, поскольку слово сотэр, являвшееся титулом бога у язычников, переносилось и на имп. ⇒ Августа (а впоследствии и на его преемников) в надежде на то, что имп. приведет свой народ к долгожданному золотому веку. Так с самого начала возникает связь между ожиданием мирского, сотворенного человеком спасения и ожиданием спасения вечного, принесенного Спасителем Божьим. Кроме полученного по Божьей милости прощения грехов, другого пути к спасению нет. Посланный Богом Спаситель, Который явился, дабы спасти всех людей, облечен властью прощать грехи (От Луки 5:24; От Луки 7 и след.). Поэтому Лука ведет родословие Иисуса от Адама, творцом которого был Сам Бог (От Луки 3:38). Покаяние и исповедание грехов вновь открывают дверь всякому грешнику в дом Отца (От Луки 15:11-24). Спаситель явился, чтобы отыскать и вернуть Отцу потерянное. Там, где через прощение устранена причина всякого несчастья – грех, там устраняются и его последствия. По-этому главная тема Е. от Л. – весть, принесенная ангелом: «Я возвещаю вам великую радость». Причину этой радости объясняет Сам Господь: «лето Господне благословенное» было возвещено в обетовании, и вот обетование исполнилось (От Луки 4:18-21). Т.о., Е. от Л. становится Евангелием радости, о которой ни в одном из других Е. не говорится так много. Милость Божья не насаждается принудительно, ее можно обрести лишь через веру. Поэтому следует показать то, что препятствует вере. Ошибочные представления о личности Спасителя, во власти которых оказался Иоанн Креститель (От Луки 7:18-23) и от которых с трудом удается освободиться его ученикам (От Луки 24:21), увлекают в ложном направлении (От Луки 17 и след.). Типичное для фарисеев самооправдание препятствует им признать собств. грехи (От Луки 10:29) и не позволяет протянуть руку помощи грешникам (От Луки 11:15; От Луки 13:14; От Луки 15:2; От Луки 19:7; ср. 1-е Фессалоникийцам 2:16). Ошибается и тот человек, который, осознавая содеянную неправду, пытается самостоят. исправить ее, хотя спасение может быть даровано ему только через Иисуса (От Луки 19:1-10). Спасенный человек преображается, он приходит к переоценке своих жизненных приоритетов и становится носителем Благой Вести (От Луки 10:30-37). В новой жизни христианин водительствуется Св. Духом (От Луки 11:13; От Луки 12:12).