Евангелие от Иоанна Библейская Энциклопедия Брокгауза

Евангелие от Иоанна I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ

Ключ к Е. от И. содержится в 1-е Иоанна 1:1:3: «Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни – ...возвещаем вам». Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. от И. раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!

II. ИМЯ АВТОРА

Имя автора – Иоанн – стоит в названии четвертого Е. Сам автор называет себя «учеником, которого любил Иисус» (От Иоанна 13:23; От Иоанна 19:26; От Иоанна 21:20:24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа. Он хорошо знал традиции и обычаи страны (От Иоанна 2:6; От Иоанна 3:25; От Иоанна 11:44:55; От Иоанна 19:31:40); ему был известен календарь евр. праздников (От Иоанна 2:13; От Иоанна 6:4; От Иоанна 7:2; От Иоанна 10:22). Подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (От Иоанна 3:23; От Иоанна 4:11; От Иоанна 5:2; От Иоанна 9:7). Он был «знаком первосвященнику» (От Иоанна 18:15). Автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, напр., в какое время суток происходили те или иные события (От Иоанна 1:39; От Иоанна 4:6; От Иоанна 19:14), он хранит в памяти слова учеников (От Иоанна 6:7-9; От Иоанна 11:16; От Иоанна 14:5:8:22). На Тайной Вечере он возлежал «у груди Иисуса» (От Иоанна 13:23). Из трех учеников, которые были наиб. близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; От Матфея 26:37), первый – Иаков – рано принял мученич. смерть (44 г. по Р.Х.; Деяния 12:2), а второй – Петр – не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (От Иоанна 18:15:16; От Иоанна 21:20). Не только название, но и содержание четвертого Е. указывает на ⇒ апостола Иоанна как на его автора.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И АДРЕСАТ

1) по свидетельству Иринея Лионского, ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Е. в то время, когда жил в Эфесе. В соотв. с этим свидетельством, Е. от И. до сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I в. по Р.Х. Отличит. особенности этого Е. – образность языка, насыщенность противопоставлениями (напр., света и тьмы) – ранее приписывались эллинистич. влиянию. Но изучение ⇒ рукописей Мертвого моря показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иуд. литературы еще во времена Иисуса. Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Е. от И. было написано еще до 70 г. по Р.Х.;

2) в отличие от других Е., обращ. в первую очередь к неверующим, Е. от И. адресовано непосредств. Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, – исполненным величия и славы. Говоря об этом различии благовествования, обращ. к миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназнач. для совершенных (К Евреям 5К Евреям 6:2; ср. 1-е Петра 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. также От Марка 4:10-20:33:34).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Е. от И. содержит 21 главу. В прологе определена тема (От Иоанна 1:14) и названы два ключевых понятия, которые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Е. от И.. Подобное деление заложено в самой книге, в которой вплоть до Ин. 12говорится о свете и тьме.

Пролог: Слово стало плотию и обитало с нами (От Иоанна 1:1-18).

А. Свет и тьма (От Иоанна 1От Иоанна 11:57):

1) свет во тьме светит (От Иоанна 1От Иоанна 4:54):

а) явление света (От Иоанна 1:19-51);

б) свет в Израиле (От Иоанна 2От Иоанна 3:36);

в) свет заблудшим овцам (От Иоанна 4:1-54);

2) тьма не объяла свет (От Иоанна 5От Иоанна 11:57):

а) приближение тьмы (От Иоанна 5От Иоанна 6:15);

б) размежевание света и тьмы (От Иоанна 6:16-71);

в) борьба между светом и тьмой (От Иоанна 7От Иоанна 11:57).

Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (От Иоанна 12:1От Иоанна 21:23):

1) Он приходит к своим (От Иоанна 12От Иоанна 17:26):

а) встреча Господа со своими (От Иоанна 12От Иоанна 13:38);

б) обещание мира для Церкви (От Иоанна 14От Иоанна 17:26);

2) свои не принимают Его (От Иоанна 18От Иоанна 19:42):

а) в руках человеч. (От Иоанна 18:1-40);

б) изгнание (От Иоанна 19:1-42);

3) те, кто принял Его (От Иоанна 20От Иоанна 21:23):

а) принятие Воскресшего От Иоанна 20:1-31);

б) последняя встреча на земле (От Иоанна 21:1-23).

V. СОДЕРЖАНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ 1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет [греч. докса]. Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним. Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (От Иоанна 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (От Иоанна 1:3). Этой славы невозможно достичь самостоят., она даруется только Самим Богом (От Иоанна 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (От Иоанна 10:30). Слава Христа – это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в котором Христос должен прославить Имя Своего Отца (От Иоанна 12:28), т.е. явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога. Так свершилось чудо: Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (От Матфея 11:27) принял роль слуги (От Матфея 20:28). Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу которого Он преображает (От Иоанна 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (От Иоанна 11:40). Е. от И. повествует о некоторых из чудес, совершенных Иисусом (От Иоанна 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (От Матфея 12:38:39; 1-е Коринфянам 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели – явить нам Божью сущность, Его любовь (1-е Иоанна 4:16);

2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через которую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (От Иоанна 3:16:17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята. Т.о., Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеч. души. Поэтому в Е. от И. подробно повествуется о душепопечит. беседах Господа (От Иоанна 3:1; От Иоанна 4:1; От Иоанна 13От Иоанна 16:1; От Иоанна 18От Иоанна 19:16; 21). Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (От Иоанна 13:34:35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (От Иоанна 17:26). Это деятельная любовь: она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (От Иоанна 15:13). Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя. Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (От Иоанна 14:15:23:24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (От Иоанна 4:34; От Иоанна 6:38; От Иоанна 20:21);

3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (⇒ Возрождение) от Бога (От Иоанна 3:5), через принятие верой свидетельства Христа. Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (От Иоанна 1:12; От Иоанна 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (От Иоанна 3:19-21; От Иоанна 6:56; От Иоанна 12:46; От Иоанна 15:4-7). Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (От Иоанна 16:33). В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в которой человек оказался в результате своих прегрешений (1-е Иоанна 3:8). Грех начинается со лжи, отец которой – дьявол (От Иоанна 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божеств. истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (От Иоанна 1:29). Новый мир представлен в Е. от И. как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (От Иоанна 1:14); Сам являясь истиной (От Иоанна 14:6), Он свидетельствует о ней (От Иоанна 18:37). В Иисусе заключена истина, которая делает возможным истинное почитание Отца (От Иоанна 4:23:24) и истинное послушание гласу Сына (От Иоанна 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (От Иоанна 8:32), воспринимает Дух истины (От Иоанна 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (От Иоанна 17:17). (⇒ Истина, II);

4) суть благовествования Е. от И. представлена в небольшом по объему прологе к книге (От Иоанна 1:1-18). Иоанн, в отличие, напр., от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его обществ. служения: Е. от И. сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно. Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос «изобразился» в слушателях (К Галатам 4:19). Именно поэтому Е. от И. раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (От Иоанна 15:4);

5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком. Уже во II в. по Р.Х. существовала концепция, согл. которой Господь был человеком, обретшим божеств. сущность лишь при крещении. Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Е. от И. чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос («слово»), игравшее значимую роль в греч. философии и, прежде всего, в иудео-эллинистич. философии Филона Александрийского. Апостолы использовали для своей проповеди язык, на котором общались соврем. им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидетельствует сравнит. анализ новозаветных произведений и трудов антич. философов. Живое Слово Божие, через которое «все начало быть» (От Иоанна 1:3:4), не имеет ничего общего с философским понятием «логос». Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Е. от И., в частн. из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (От Иоанна 18:33-38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус.