Евангелие, благовествование Библейская Энциклопедия Брокгауза

I. ЕВАНГЕЛИЕ КАК ПРОПОВЕДЬ О ХРИСТЕ

А. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) слово «евангелие» встречается в Библии только в НЗ (⇒ Евангелист, благовестник 1). Соотв. греч. слово эуангелион в общепринятом смысле означало как «хорошую (благую) весть», так и «вознаграждение вестнику», принесшему ее. В дальнейшем оно стало употребляться в значении «известие о победе». Вместе с тем слово «евангелие» относится и к религ. лексике, занимая особое место в культе императора (⇒ Август; ⇒ Рим, I). В эллинистич. эпоху, когда личность императора обожествлялась, сообщение о рождении наследника престола называлось «евангелием» («радостной вестью»); евангелием считалось и известие о его восхождении на престол, поскольку от императора ожидали спасения и мира. Указы правителя тоже назывались евангелиями;

2) хотя слово «евангелие» не встречается в ВЗ, древнеевр. язык все же содержит родств. ему по смыслу понятие – басар, означавшее «сообщать радостное известие» (Исаия 52:7; Исаия 61 и след.; Иеремия 20:15), «приносить известие о победе» (4-я Царств 4:10; 4-я Царств 18:26), а также «проповедовать» (Псалтирь 39:10). Производное от басар слово мевассер («вестник, приносящий радостное известие»), которое часто употребляется во второй части Книги пр. Исаии, чрезвычайно важно для постижения новозаветного понятия «евангелие». В нем находит выражение великое ожидание победы Господа, установления Его власти и начала времени спасения. «Радостная весть» гласила: Господь царствует (Псалтирь 95:2 и след.,10; Исаия 52:7; ср. Исаия 40:9; Исаия 41:27; Исаия 60:6 и след.; Наум 2:1), и это не просто сообщение, но торжеств. провозглашение. За этим известием, как за всяким Божьим словом, стоят Его сила и власть. Указанные места в ветхозаветном тексте Библии имеют прямые параллели с НЗ;

3) употребление слова «евангелие» в отдельных книгах НЗ различно. Более часто, чем в других частях НЗ, оно употребляется в посланиях ап. Павла. Лука прибегает в соотв. местах к глаголам эуангелидзейн или эуангелидзестаи, означающим «проповедовать благую весть» («благовествовать»), которые наряду с существительным употребляются в других местах НЗ. В сочинениях Иоанна собственно понятие «евангелие» не встречается, здесь ему соответствуют слова «жизнь» или «вечная жизнь».

Б. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ

1) слово «Е.» встречается в проповеди Иисуса редко, но там, где Он употребляет его, подразумевается вся полнота принесенной Им вести, которую Он возвещал не только в словах, но и в Своих деяниях (От Матфея 24:14; От Матфея 26:13; От Марка 1:15; От Марка 8:35; От Марка 16:15). Матфей (От Матфея 4:23; От Матфея 9:35) и Марк (От Марка 1:14), желая кратко охарактеризовать деятельность Иисуса, говорят, что Он «проповедовал Евангелие». В этом их слова согласуются со словами пр. Исаии. Сам Иисус является глашатаем Божьего владычества, Царства Божиего, которое наступило вместе с Его приходом (От Марка 1:15). Он и есть Благовестник, обещанный в ВЗ. Его весть – это Евангелие. Слово Писания исполнялось через Его проповедь и деяния (От Луки 4:16-21). Царство Божие связано с жизнью Иисуса, Который открывает его собственной Личностью (От Луки 17:21). Творимые Им чудеса свидетельствуют о наступлении этого Царства (От Матфея 11:2-6). Поэтому весть об Иисусе и есть благовествование (Деяния 5:42; Деяния 8:35; Деяния 15:7; Деяния 17:18; 1-е Петра 4:17). Е. – это также и Божье воздействие на людей через Иисуса и в Иисусе;

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2-е Коринфянам 8:18; К Филиппийцам 4 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1-е Коринфянам 9 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место (К Римлянам 14:17; 1-е Коринфянам 4:20; 1-е Коринфянам 6:9; К Колоссянам 4:11; 1-е Фессалоникийцам 2:12; 2-е Фессалоникийцам 1:5). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус – предвечный Сын Божий, как человек – Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес (К Римлянам 1 и след.; 1-е Коринфянам 15:3-5; 2-е Тимофею 2:8); Он – превознесенный Богом Господь (К Филиппийцам 2:9-11) и Судья (К Римлянам 2:16). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус – это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния – это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека (От Марка 16 и след.; К Римлянам 1:16); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. – это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. – это сила Божья, которая открывается в благовествовании «ко спасению» человека (К Римлянам 1 и след.; 1-е Фессалоникийцам 1:5). В Е. открывается правда Божья (К Римлянам 1:17), которая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (⇒ Послание к Римлянам). Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, которая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1-е Коринфянам 1 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1-е Коринфянам 1:17). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием (2-е Коринфянам 11:7; К Римлянам 1:1) или Христовом (К Римлянам 15:19; 1-е Коринфянам 9:12), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» (К Римлянам 2:16; 2-е Коринфянам 4:3; 2-е Тимофею 2:8). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов (1-е Коринфянам 15:1-5; К Галатам 2:6-9). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам (Деяния 20:24; К Римлянам 15:20; 1-е Коринфянам 4:15). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;

3) может вызвать вопросы текст Откровение 14 и след., где ангел благовествует «вечное Евангелие». Но звучащий здесь призыв «убойтесь Бога и воздайте Ему славу» полностью соответствует смыслу Е. в других частях НЗ (см. От Марка 1:15; Деяния 14:15; 1-е Фессалоникийцам 1:9). Вечным это Е. является по самой своей сути, поскольку оно еще раз провозглашает единую, неизменную и вечную Божью волю.

II. ЕВАНГЕЛИЯ КАК КНИГИ О ХРИСТЕ

А. НАЗВАНИЕ

Евангелия – общее название для первых четырех книг НЗ, повествующих о земной жизни, учении и смерти Иисуса Христа. Эти книги – средоточие и вершина НЗ и всей Библии в целом. Изначально слово «евангелие» употреблялось только в ед.ч. – так, в греч. тексте имеются названия «Евангелие от...». Употребление мн.ч. было вызвано тем, что со временем слово «Евангелия» стало обозначать отдельный сборник из четырех повествований. Е., получившие такое название со времен Тертуллиана (II в. по Р.Х.), представляют собой особый лит. жанр, который встречается только в НЗ (за искл. апокрифич. евангелий, сочиненных по образцу новозаветных; ⇒ Апокрифы, II,2). Возможно, что слово «евангелие» употреблено в значении лит. жанра уже в От Марка 1:1. Е. являются письм. свидетельством распространения Благой Вести – спасающего и побеждающего благовествования Иисуса Христа (об этом говорится в От Луки 1:1-4; ⇒ Служение, I,2). От других частей НЗ Е. отличаются тем, что повествуют о деяниях и учении Иисуса, Его страданиях и воскресении как об основе искупления и фундаменте спасающей веры. В апостольских посланиях больше внимания уделяется развитию этих основополагающих истин применительно к повседневной жизни. Четыре Е. – это единое целое, это четыре повествования, в которых описываемые события связаны одной Благой Вестью. Об этом свидетельствуют и заголовки: Евангелие от [букв. «согласно» – греч. ката] Матфея (от Марка, от Луки, от Иоанна). С др. стороны, благодаря четырем разным повествованиям, свидетельство об Иисусе дошло до нас во всем богатстве своих оттенков. К объединению Е., в том числе и внешнему, еще около 170 г. по Р.Х. стремился Татиан, который в своем «Диатессароне» предпринял попытку согласовать Е. между собой с целью установления хронологии событий в жизнеописании Иисуса, переданном евангелистами. Такая попытка, однако, оказалась неудачной, поскольку евангелисты не стремились прежде всего к изложению точной хронологии жизни Иисуса (о частично разнящейся последовательности событий см. От Иоанна 20:30). Рассказывая о личности и деяниях Христа, они хотели донести до читателей Благую Весть и пробудить в них веру (От Иоанна 20 и след.).

Б. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ КАНОНА

1) в вопросе о возникновении четырех Е. исследователи исходят прежде всего из их большого сходства (вплоть до одинаковых выражений), которое проявляется в первых трех Е. Поэтому эти три Е. были названы синоптическими [от греч. сюнопсис, «общий обзор» ]. Наряду с ними существует Евангелие другого рода – ⇒ Евангелие от Иоанна. Поскольку большая часть Е. от Матфея (как и Евангелия от Луки), довольно точно соответствует Евангелию от Марка, то было сделано предположение, что именно Евангелие от Марка было написано первым (ср. От Луки 1:1), а затем дополнено Евангелиями от Матфея и Луки. Каждый из евангелистов пользовался при этом своими источниками, напр. собранием речей Иисуса и устным преданием (ср. От Луки 1:1-4). Основываясь на замечании Папия о том, что Евангелие от Матфея изначально было написано на арам. языке, а позднее переведено на греч., и опираясь на предание древней Церкви, некоторые исследователи считают этот арам. оригинал (никаких следов которого, однако, не обнаружено и поныне) самым древним из синоптич. Е. Но поскольку, за искл. От Луки 1:1-4 (ср. также От Иоанна 20:30 и след.; От Иоанна 21 и след.), нигде больше не приводятся сведения о происхождении Е., то история их возникновения в конечном итоге предстает лишь в виде гипотез;

2) в основе каждого Евангелия – повествование о делах и проповеди Иисуса – публичной и в узком кругу учеников. На это предание опирается и древнехрист. проповедь, причем проповедь Евангелия отнюдь не сводится к простому повторению или дословному цитированию его. Ср., напр., как в ⇒ Послании Иакова (III) часто делаются отсылки к ⇒ Нагорной проповеди или другим словам Иисуса. Чем большее значение апостолы придают устной передаче евангельской вести (⇒ Евангелие от Матфея, I,а; ⇒ Священное Писание, II,ВГ), тем очевиднее становится и то, что синоптич. Е. во многом до мельчайших подробностей совпадают друг с другом, причем это не обязательно связано с общим лит. источником. Папий сообщает и другие сведения о том, как передавались материалы Е. Он утверждает, что Марк был сотрудником Петра и написал свое Евангелие по сведениям, полученным от учителя, тщательно воспроизведя их по памяти (⇒ Служение, I,2). кроме того, Папий упоминает о собрании речей Иисуса, составленном Матфеем (см. выше). Т.о., мы можем сказать, что в трех первых Е. письменно зафиксированы изначально передававшиеся в устной форме предания о земной жизни, смерти и воскресении Иисуса, ставшие основой миссионерской и проповеднич. деятельности апостолов. Евангелие от Иоанна происходит из того же предания, что и остальные Е., но обретает особый характер благодаря самобытному языку и тому обстоят-ву, что оно обращено исключит. к Церкви;

3) наряду с этими Е. возник целый ряд других, апокрифических, которые в большинстве случаев приписываются апостолам (⇒ Апокрифы, II,2). Тем не менее, в отличие от канонических Е., которые с самого начала пользовались апостольским авторитетом, апокрифы не были включены в НЗ. Все они имеют более позднее происхождение и представляют собой всего лишь попытку, используя имена апостолов, приукрасить весть об Иисусе Христе и «восполнить» пробелы, особенно там, где канонич. Е. сообщают о Спасителе скупые сведения или вообще молчат, как, напр., в сообщениях о юных годах Иисуса;

4) тексты От Луки 1:1-4; От Иоанна 20 и след.; От Иоанна 21 и след. ясно указывают на то, что Е. – это не бесстрастное изложение биографии Иисуса. Авторы Е. были людьми, которых глубоко тронула и потрясла Благая Весть, – именно поэтому они и уверовали в Христа (ср. 1-е Иоанна 1:1-3). Е. нельзя воспринимать иначе, как свидетельство верующих, повествующих о муках, смерти и воскресении Иисуса. Из этого бесспорно следует, что сердцевина всей истории человечества – спасит. подвиг Иисуса. Когда Папий сообщает о том, что Марк в своих записях не придерживался хронологич. последовательности, это лишь еще раз подчеркивает, что Е. представляют собой прежде всего проповедь. Они стремятся помочь читателям уверовать и укрепить их веру, благовествуя об Иисусе как о Христе – Божьем Посланнике в мир и указывая на спасение, которое открывается в Нем для всех уверовавших в Него.