Эдомитяне, идумеи Библейская Энциклопедия Брокгауза

Эдомитяне, идумеи, потомки Исава (Бытие 36:1-19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Бытие 32:3; Бытие 36:6-8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Бытие 14:6; Бытие 36:20-30; Второзаконие 2:12:22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Бытие 36:31-39). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее (3-я Царств 11:14) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Числа 20:14-21; Второзаконие 2:4-8; Книга Судей 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Второзаконие 23:8-9), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1-я Царств 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Числа 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2-я Царств 8:13-18; 1-я Паралипоменон 18:12-17). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3-я Царств 11:15-22), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (3-я Царств 11:14-22:25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3-я Царств 9:26-28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3-я Царств 22:47-50), который в 4Цар. 3назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4-я Царств 3:4-27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2-я Паралипоменон 20:1:10:23). Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4-я Царств 8:20-22; 2-я Паралипоменон 21:8-10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, которую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоятельство, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4-я Царств 14:7; 2-я Паралипоменон 25:11-14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4-я Царств 14:22; 2-я Паралипоменон 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2-я Паралипоменон 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4-я Царств 16:6). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь (Иеремия 27:3), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Псалтирь 136:7; Исаия 63:1-4; Иеремия 49:7-22; Плач Иеремии 4:21-22; Иезекииль 35:5:15; Иезекииль 36:5; Авдий 1:10-14). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как Идумея, а сами Э. – идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем которой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены. Данные об идолопоклонстве эдомитян (2-я Паралипоменон 25:14-16:20), участие в котором привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иеремия 49 и в Авдий 1:18. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман – эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.