Дьявол Библейская Энциклопедия Брокгауза

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ⇒ сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, которую мы собств. и именуем Д. Греч. слово эхтрос («враг») также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди пшеницы (От Матфея 13 и след.; ср. От Луки 10:19). Д., или сатана [греч. сатанас], – это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель [греч. пейрадзон; От Матфея 4:3; 1-е Фессалоникийцам 3:5] он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Бытие 3:1; От Матфея 4:1; От Луки 4). Вероятно, с намеком на Бытие 3 в Откровении Д. назван драконом и древним змием (Откровение 12:9; Откровение 20:2);

2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также «злым» [греч. го понэрос (в Синод. пер. – «лукавый» – От Матфея 13:19; 1-е Иоанна 2:13:14; 1-е Иоанна 3:12; 1-е Иоанна 5:18)]. То, что под «лукавым» здесь действит. подразумевается Д., следует из парал. к От Матфея 13 мест, где упоминаются сатана (От Марка 4:15) и Д. (От Луки 8:12). Но в некоторых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте – «злой» или «зло». Одно из таких спорных мест – это От Матфея 6 в молитве ⇒ Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о «злом» («лукавом»), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как «зло». Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие «зло» он включает и Д., «злонамеренного, злобного, главного врага». Тексты От Матфея 5:37; От Матфея 13:38; От Иоанна 17:15 также приобретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир (1-е Иоанна 5:19);

3) будучи «правителем (в Синод. пер. – «князем») мира сего» (От Иоанна 12:31; От Иоанна 14:30; От Иоанна 16:11), Д. является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (От Луки 4:6). Павел даже называет его «богом века сего» (2-е Коринфянам 4:4), стяжавшим себе славу этого мира. Д. представлен также в образе «сильного», охраняющего свой дом (От Марка 3 и парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди (Деяния 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (К Колоссянам 1:13);

4) царству Д. принадлежат нечистые духи (⇒ Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч. даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы (От Матфея 8:29:31; От Марка 1:24).

II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ

Согл. воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол – Саммаэль – был одним из самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. пару. Орудием ему послужил змей, о котором в раввинистич. лит-ре содержатся высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д. Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы «ангелами сатаны»; сам он обозначен как «глава всех сатанинских сил». Его пагубная деятельность рассматривается в трех аспектах: он подстрекает людей к греху и вводит их в искушение; он клевещет на них и обвиняет их перед Богом; он приносит им смерть, как наказание за грех.

III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

В народных представлениях греков «демоны» – это существа, обладающие сверхчеловеч. властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств. силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло – это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. философия рассматривала Д. как самостоят. и независимых от божества. В Библии Д. – это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. поверьях, связ. с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.

IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА. Библия свидетельствует о реальном, личностном существовании Д. и его приверженцев. Конкретность библ. описаний и множество непосредств. указаний на существование Д. не позволяют говорить об исключит. мифологич. характере рассказов о падших ангелах. кроме того, говорить о мифологичности Д. невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда предстают в Библии как создания Божьи и никогда – как богоподобные или равные Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд. Богом существ были и такие, которые, исходя из внутр. побуждений, могли проявить тяготение к злу. В ВЗ о таких персонифициров. врагах всего доброго свидетельствуют след. места: Иов 1 и след.; Захария 3:1-2, а также, вероятно, Левит 16 и след. (⇒ Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д.; видимо, речь здесь всегда идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он – властитель царства демонов; в От Матфея 12:24 он назван ⇒ веельзевулом, «князем бесовским», кроме того, о его ангелах, или посланниках, говорится в От Матфея 25:41; 2-е Коринфянам 12:7; Откровение 12:7. Нечистый дух в От Марка 5:9 называет себя «легионом» и говорит: «нас много»;

2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА. Д., очевидно, является одним из «ангелов согрешивших» (2-е Петра 2:4; ср. ⇒ Гордость, тщеславие, надменность). По своей сущности он – сотвор. дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д. является личностью, о чем говорит его персонифициров. противостояние Иисусу; ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (⇒ Искушение; От Матфея 4; От Луки 4). Слова Иисуса доказывают, что за Д. стоит огромная власть: он «князь мира сего» (От Иоанна 12:31; От Иоанна 14:30; От Иоанна 16:11), в его силах показать Иисусу «все царства мира и славу их» (От Матфея 4:8) «во мгновение времени» (От Луки 4:5). Об огромной власти Д. говорят также тексты К Ефесянам 2:2; К Ефесянам 6:12. Духовной сущностью Д. обусловлено и то, что в своем стремлении ввести в искушение он может даже принимать вид «Ангела света» (2-е Коринфянам 11:14). В прологе к Книге Иова (Иов 1 и след.; Иов 2 и след.) Д. является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. окончат. проклятию, он, тем не менее, согл. данной книге, все же имеет доступ к небесному Божьему престолу. Сущность Д. и его действий разъясняется в От Иоанна 8:44. Иисус называет его «человекоубийцей от начала», не устоявшим в истине и лжецом, верным своей сущности, «когда говорит он ложь», ибо он «лжец и отец лжи». Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение ⇒ человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Бытие 1:28). В этой ненависти к людям кроется ненависть Д. к Самому Богу. А ложь, отцом которой является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия; она является стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей сути, действит-сти. Д. хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света; он хочет смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (От Иоанна 11:25; От Иоанна 14:6). Д. стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2-е Фессалоникийцам 2:4); он хочет быть равным Богу (ср. Бытие 3:5), а это гордыня и ⇒ ложь;

3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА – это ⇒ грех. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1-е Иоанна 3:8). Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах (К Ефесянам 2:2; К Ефесянам 6:12; ср. 1-е Коринфянам 8:5); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откровение 12:10). Д. ходит по земле, подобно «рыкающему льву» (т.е. подражая Богу: Осия 11:10; ср. Исаия 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере (1-е Петра 5 и след.). Новозаветная Церковь – это камень преткновения для действий Д. в этом мире (ср. Откровение 12:17). В конце времен он попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (⇒ Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. (От Матфея 24:24; От Марка 13:22). Но эта власть Д. призрачна – вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (От Матфея 24:27:30; ⇒ Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле (2-е Фессалоникийцам 2:8; Откровение 19:20:21). Д. будет скован на тысячу лет (Откровение 20:1-3; ⇒ Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей – до тех пор, пока Бог окончат. не уничтожит его. Ап. Павел говорит, что Бог «вскоре» сокрушит сатану (К Римлянам 16:20). Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса (К Евреям 2 и след.). Д. способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа (2-е Коринфянам 4 и след.); он может унести слово Божье из их сердец (От Луки 8:12) и посеять там плевелы (От Матфея 13:37-39). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий (2-е Тимофею 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды (2-е Коринфянам 11:13-15). Но ему не уйти от окончат. приговора Божьего (От Матфея 25:41). Неискупл. мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (От Марка 16:17; От Луки 9:1; Деяния 16:18). Верующие победили лукавого (1-е Иоанна 2 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них (Иакова 4:7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.