Душа Библейская Энциклопедия Брокгауза

В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синод. пер. это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (ср. Иеремия 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:

1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу ⇒ жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;

2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. ⇒ Тварь) – как человека, так и животного (ср. Бытие 1:20; Бытие 2:7:19; Бытие 9:10; Левит 17:11), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Т.о., слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Бытие 42:21; Бытие 46:15; Числа 5:6; Иезекииль 13 и след.; см. также Бытие 27:4:19:25:31; Числа 11:6; Исаия 42:1; Плач Иеремии 3:24). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Псалтирь 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Псалтирь 6:4; Псалтирь 21:21). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Бытие 5:1:4; в Синод. пер. – «если кто...»). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Левит 19:28; Левит 21:11; Левит 22:4; Числа 6:6; Числа 9:6; в Синод. пер. – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует;

в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (⇒ Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Псалтирь 18:8; Псалтирь 22:3), «хранить души» (Псалтирь 96:10) или «сохранить душу» (Псалтирь 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библ. языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Псалтирь 106:9; ср. Псалтирь 41:3; Притчи 10:3; Притчи 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притчи 27:7; Иеремия 31:25) или подкрепляется (Плач Иеремии 1:11:19), постится (Псалтирь 68:11), отвращается (Числа 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иезекииль 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Псалтирь 72:26; Псалтирь 83:3; Откровение 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; Иов 10 и след.; ср. 1-я Царств 28:11 и след. о Самуиле);

3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3-я Царств 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10; Иезекииль 18:4). Он может взять Д.­жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Иисус Навин 9:24; в Синод. пер. – «жизнь»; ср. Иезекииль 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Бытие 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Псалтирь 55:7). Т.о., утрата души – это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Числа 23:10; Книга Судей 16:30), ее истребляют (Бытие 17:14), обрекают на смерть (Книга Судей 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3-я Царств 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Книга Судей 9:17; в Синод. пер. – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Псалтирь 6:5; Псалтирь 33:23; Псалтирь 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3-я Царств 17 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей» (Псалтирь 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иеремия 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Бытие 35:18), а в Псалтирь 140:8; Исаия 53 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш) считалась кровь (Бытие 9 и след.; Левит 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Второзаконие 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. «голос крови» (Бытие 4:10). Другое библ. название Д. – нешама, т.е. «дающая дыхание». Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была «вдунута» в него Богом (Бытие 2:7, в Синод. пер. – «дыхание жизни»); Д. является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притчи 20:27, в Синод. пер. – «дух»). Д. также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;

4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Д. страдает (Бытие 42:21), томится и радуется (Псалтирь 83:3; Псалтирь 85:4), мучается (Исаия 53:11), любит (Бытие 34:3; Песни Песней 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Псалтирь 76:3; Псалтирь 93:19), Д. проявляет желания (Второзаконие 12 и след.; Михей 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Псалтирь 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притчи 13:2). Д. порой скорбит (Псалтирь 118:81; в Синод. пер. – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1-я Царств 1:15). Иногда Д. мыслит («говорит», 1-я Царств 20:4; в Синод. пер. – «желает»), сознает (Псалтирь 138:14) и волеизъявляет (Бытие 23:8; в Синод. пер. – «вы»);

5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Исаия 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. – «дух и всякое дыхание»; Иеремия 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Бытие 32:30; Псалтирь 18:8; Псалтирь 93:19); тогда и Бог защищает ее (Исаия 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Псалтирь 41:3; Псалтирь 62:2), томится по Нему (Псалтирь 83:3), теряет покой (Плач Иеремии 3:17), с Богом же она радуется (Исаия 61:10) и утешается (Псалтирь 76:3; Псалтирь 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Второзаконие 4:29) и любить Его (Второзаконие 6:5; Второзаконие 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Псалтирь 102:1:22; Псалтирь 103:1:35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Иисус Навин 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:

1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч. псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деяния 20:10; Откровение 8:9) и означает саму жизнь (От Матфея 2:20; От Матфея 20:28; От Иоанна 10:11:17; в Синод. пер. – «жизнь»; Деяния 15:26; К Римлянам 11:3), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (От Луки 12:20). Человек может любить свою Д. (Откровение 12:11) или ненавидеть ее (От Иоанна 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (От Матфея 6:25; От Луки 12:22; Деяния 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деяния 2:41: «душ около трех тысяч»; 1-е Петра 3:20; ср. От Марка 3:4; 1-е Коринфянам 15:45: «душа живущая»); слово Д. также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деяния 2:43; К Римлянам 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (От Матфея 26:38; От Иоанна 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деяния 2:43; К Римлянам 2:9), раздражается (Деяния 14:2; в Синод. пер. – «сердца»), колеблется (Деяния 15:24) и мучается (2-е Петра 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. От Луки 12:19; Откровение 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Исаия 1:14; Исаия 42:1), говорится о душе Божьей (От Матфея 12:18; К Евреям 10:38);

в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (От Матфея 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (ср. ⇒ Жизнь, II). В этом смысле Д. – это самое ценное, чем располагает человек (От Матфея 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (От Марка 12:30; От Луки 10:27; К Ефесянам 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его Д. (От Матфея 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (От Матфея 16:26), которая подвержена искушениям и поддается им (1-е Петра 2:11; 2-е Петра 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иакова 1:21; Иакова 5:20; ср. 1-е Петра 1:9). Бог – Создатель Д. (1-е Петра 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2-е Коринфянам 1:23), Он хочет очистить ее (1-е Петра 1:22). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1-е Петра 2:25), желающий дать ей покой (От Матфея 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2-е Коринфянам 12:15; К Евреям 13:17; 3-е Иоанна 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (От Матфея 10:39; От Матфея 16:25; От Марка 8:35;

2) а) Д. отличается от духа [греч. пневма] (1-е Фессалоникийцам 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В К Евреям 4 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1-е Фессалоникийцам 5 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. От Луки 1 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1-е Коринфянам 15:44 и след., где Д. обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1-е Коринфянам 15:45). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Бытие 1:26:27; Бытие 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1-е Петра 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (К Филиппийцам 3 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое ⇒ возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1-е Коринфянам 2:14; ср. От Иоанна 14:17);

3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1-е Фессалоникийцам 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откровение 20:12:13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Исаия 14:9-11; От Луки 16:22:23; ⇒ Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) ⇒ суд по ⇒ Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (От Луки 23:43; ср. К Филиппийцам 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откровение 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (ср. ⇒ Воскресение).