Дружба, друг Библейская Энциклопедия Брокгауза

Дружба, друг: 1) Д. знаменует самые тесные и теплые отношения между людьми (Бытие 38:12; Второзаконие 13:6; 1-я Царств 30:26; 2-я Царств 13 и т.д.). Истинные друзья познаются в беде (см. 1-я Царств 20 и след.; 1-я Царств 23 и след.; Сир 6 и след.). Скорбная песнь Давида, оплакивающего своего убитого друга Ионафана, принадлежит к числу наиб. волнующих и проникновенных произведений, посвященных истинной Д. (2-я Царств 1 и след.). В Библии часто рассказывается о подобной Д. (2-я Царств 15:37; Даниил 3). Д. может связывать людей крепче, чем родств. отношения (ср. Притчи 17:17; Притчи 27:9). Д. укрепляется и особо ценится, если она зиждется на вере в живого Бога и если основой ее является Сам Господь (Сир 6 и след.; ср. Филипп и Нафанаил, От Иоанна 1 и след.; Павел и Филимон, К Филимону 1:1 и др.). Вражда против Господа Иисуса Христа также может создать основу для Д., но эта Д. будет смертельной (От Луки 23:12). Гарантией нерушимости Д. служит верность (Сир 27 и след.), а неверность и предательство губят ее (Псалтирь 40:10; Иеремия 9 и след.; От Матфея 26:50);

2) Авраам и другие праведники (см. Исход 33:11; Иакова 2:23) названы Божьими друзьями (Псалтирь 126:2 – в Синод. пер. – «возлюбленному Своему»). Такая Д. исключает «дружбу с миром», которая «есть вражда против Бога» (Иакова 4:4). Д. Бога и людей основана на служении Иисуса Христа, Который «положил душу за друзей своих» (От Иоанна 15 и след.). Д. Бога обязывает человека верить Ему. «Аврам поверил Господу» (Бытие 15:6) и поэтому стал Его другом;

3) в Ев. от Матфея слово «друг» [греч. гетайрос] трижды встречается в качестве обращения, но оно всегда наделено негативным, осуждающим звучанием (От Матфея 20:13; От Матфея 22:12; От Матфея 26:50).