Дом, строительство дома Библейская Энциклопедия Брокгауза

I. 1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в ⇒ шатрах (Числа 16:26; Книга Судей 4:17; Иеремия 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Книга Судей 6:2; Книга Судей 15:8; 1-я Царств 13:6);

2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2-я Царств 17 – в Синод. пер. – «колодезь»). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Исаия 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Второзаконие 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2-я Паралипоменон 9:11; 3-я Царств 6:8), располагалась горница (Книга Судей 3:23; 3-я Царств 17:19; Даниил 6:10; Деяния 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета ⇒ купание;

3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2-я Царств 5:11; 3-я Царств 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений – она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к которым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;

4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.

II. 1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Исаия 9:10); при строительстве храма использовали также мрамор (1-я Паралипоменон 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3-я Царств 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины – кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. – при строительстве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3-я Царств 10:27; Исаия 9:10), из которой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, который, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4-я Царств 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. ⇒ Известь служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Исаия 33 – в Синод. пер. – «горящая известь») (Левит 14:42);

2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притчи 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Псалтирь 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. – кольцом (От Луки 12:36; Деяния 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в которых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исход 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Второзаконие 6:9, прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на которых были начертаны стихи Второзаконие 6:4-9; Второзаконие 11:13-21 (⇒ Хранилище);

3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. От Луки 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидетельства об имевшихся на окнах решетках (Книга Судей 5:28; Притчи 7:6; Песни Песней 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4-я Царств 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоиль 2:9; ср. Иеремия 9:21), то их часто делали очень высоко (1-я Царств 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Иисус Навин 2:15; 2-е Коринфянам 11:32). Окна, описанные в 4-я Царств 9:30; Иеремия 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с которых царь обращался к народу.

III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, которую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4-я Царств 4:10 перечислены предметы мебели и утварь – кровать («постель»), стол, стул («седалище») и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в которой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3-я Царств 17:12; От Иоанна 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из ⇒ слоновой кости (Амос 6:4; ср. 3-я Царств 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притчи 7:16).

IV: 1) Д. упоминаются и в законе о «язве проказы» (Левит 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался «покрытым проказой» и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;

2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в ⇒ юбилейный год (Левит 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и ⇒ пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, которые тоже считались наследств. собственностью.

V: 1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Бытие 45:2; 1-я Царств 3 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Деяния 11:14; Деяния 16:15; 2-е Тимофею 1:16; 2-е Тимофею 4:19) во главе с отцом как «домашним священником»;

2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении – это Его народ (Числа 12:7; К Евреям 3:2:5) и христ. Церковь (1-е Тимофею 3:15; 1-е Петра 4:17; К Евреям 3:3-6 и др.), которая названа также храмом Божьим (1-е Коринфянам 3:16; 1-е Коринфянам 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1-е Коринфянам 4:1); б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Бытие 28:17:19; Псалтирь 83:11; От Матфея 23:38; От Марка 2:26), которое Иисус называет также Д. Своего Отца (От Иоанна 2:16) и Д. молитвы (От Матфея 21:13; От Марка 11:17); в) Д. Отца могут быть и небеса (От Иоанна 14:2); Д. (жилище) на небесах (2-е Коринфянам 5:1) означает воскресшее тело. ⇒ Строительство, строить.

VI. «Дом храбрых» – название здания в Иерусалиме (Неемия 3:16; ср. 2-я Царств 23 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. ⇒ Дворец ⇒ Крепость.