Должность Библейская Энциклопедия Брокгауза

Должность I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. ⇒ пророка ⇒ судьи и ⇒ старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает ⇒ царь, который тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь «помазанником Господним», относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. ⇒ священника и ⇒ первосвященника.

II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (К Евреям 4:14) и Царем (От Иоанна 18:37; От Иоанна 19:19), учредил в Церкви, которая является Его телом (К Ефесянам 1 и след.) и Храмом Св. Духа (К Ефесянам 2:20-22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как «Д.» проблематичен, поскольку в греч. тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа («служение»), так что слово «должность» не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о «служении» или «функции» (которые не обязат. должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа.

А. НЕОБХОДИМОСТЬ

Поскольку Церковь, как тело Христово, «представляет» своего Господа на земле, то ее организац. устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы – Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. регламентации на этот счет, а видим значит. многообразие форм (ср., напр., Посл. к коринфянам с Посл. к Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. устройства – это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий «во Христе», о котором говорится в К Колоссянам 3 и след., а также в К Галатам 3 и след. как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере «во Христа Иисуса» (К Галатам 3:28), но наше пребывание «во Христе» должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (К Колоссянам 3:10). Вторым мерилом оценки церк. устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, которые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. в новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (1-е Петра 2:4-10; Откровение 1:6; Откровение 5:10; Откровение 20:6; 1-е Коринфянам 12 и след.), ни одна Д. больше не выполняет посреднич. роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. дарованиями (1-е Коринфянам 12:4) существуют и различные служения.

Б. НАЗНАЧЕНИЕ

Задача Церкви – распознать это определение Божье (см. выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. К Титу 1:3-9; К Римлянам 12:6-8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. может осуществляться Церковью по-разному. В Деян. 13описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло. Из Деяния 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся. На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св. Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как нередко называют этих семерых, речь в тексте не идет; здесь говорится об особой руководящей Д. по вопросам внешней организации, которая, возможно, включала в себя и функции благовестника; Деяния 6Деяния 7:53; Деяния 8 и след.). Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов): «и избрали Стефана...» Они были введены в свою Д. апостолами, которые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение. Человеч. участие и назначение Св. Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела. См. также Деяния 15:1, где после значит. разногласий руководители Церкви заявляют: «Ибо угодно Святому Духу и нам...». Осуществляя свою волю зачастую через человеч. решение, Бог т.о. снисходит к нам. Церковные Д. занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (Деяния 14– см. «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап. Иоанн в Малой Азии «посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом»), Титом по поручению Павла (К Титу 1:5), пресвитерами (в Синод. пер. – «священством», 1-е Тимофею 4:14). Пророчество тоже могло играть свою роль (1-е Тимофею 1:18; 1-е Тимофею 4:14).

В. ФУНКЦИИ

В НЗ церк. Д. возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап. Павлом). Каждая Д. обладает своим авторитетом, но понимается как служение (От Матфея 20:26; От Матфея 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ «споспешествовать радости» (2-е Коринфянам 1:24). Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д. (От Матфея 10 и след.; 1-е Иоанна 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (2-е Коринфянам 12 и след.). Цель служения – готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти «в меру полного возраста Христова» (К Ефесянам 4:11-13).

Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С исполнением церк. служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (2-е Тимофею 1:15; 2-е Тимофею 4:10:14-16; 3-е Иоанна 1 и след.). Было предсказано и появление лжеучителей (Деяния 20 и след.; 2-е Тимофею 4:3; 2-е Петра 2:1-3). Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр. Иеремия 23:1; Иезекииль 34:1; Захария 11 – ср. От Иоанна 10:11-14); об этом же говорится и в Евангелиях (напр., От Луки 12:41-48 – здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, От Луки 12:48). То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1–2Тим, Тит.; напр. в 1-е Тимофею 3 и след.) и в Иакова 3:1.

Д. КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ)

В НЗ мы находим различные перечни дарований, которым соответствуют служения и функции в Церкви (1-е Коринфянам 12:4-28). Служения, которые можно было бы обозначить как Д. (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см. К Ефесянам 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (1-е Коринфянам 12:28-30), т.е. они не являются исключит. или обязат. во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях. Однако здесь не должно быть другой крайности: отдельные функции не могут быть просто заменены другими (1-е Коринфянам 12:29-31), но требуют наличия ряда таких служений, которые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом). Решающее значение здесь имеет цель (К Ефесянам 4:11-16), а также то, насколько служения и Д. соответствуют сущности Церкви (ср. выше II, А и ⇒ Деяния апостолов, III). Следует различать служения, которые совершаются на уровне местных общин (напр., пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия которых выходит за пределы местного уровня (напр., апостол). Некоторые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки – Деяния 11 и след., благовестники, Д. семерых в Деяния 68). Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами [греч. эпископой, – «блюстители» ] (слова «пресвитер» и «епископ» употребляются и как взаимозаменяемые, напр. в Деяния 20:17:28; в иерусалим. церкви особую роль играли три «столпа», К Галатам 2:9, а позднее «Иаков, брат Господень»). Отдельно слово «епископ» встречается только в т.наз. «зеркале епископа» в 1-е Тимофею 3:2, слово «старейшина» (пресвитер) – только в 2-е Иоанна 1 и 3-е Иоанна 1:1, где его, однако, следует переводить как «старец» (⇒ Старейшины, III,Б). В местной общине были диаконы (К Филиппийцам 1– но не в Деяния 6), кроме того, древней Церкви были известны и своего рода «специальные уполномоченные», которых иногда тоже обозначали как апостолов («посланников») (посланники: 2-е Коринфянам 8:23; К Филиппийцам 2:25; апостолы: Деяния 14:14; К Римлянам 16:7; ср. Деяния 15:22).

Е. СУЩНОСТЬ

Решающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник (К Евреям 3:1), Пророк (От Иоанна 4:19), Пастырь (К Евреям 13:20; 1-е Петра 2:25), Учитель (От Иоанна 3:2), Служащий (От Луки 22:27) и Блюститель (1-е Петра 2:25) – это Иисус Христос. Все человеч. служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (От Иоанна 13– этот конкретный пример особенно важен для «должностных лиц»). Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (Деяния 21:19; 2-е Коринфянам 13:3; К Галатам 2:8; К Колоссянам 1:29). Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (2-е Коринфянам 5:20). Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих «официальные должности».